В Санкт-Петербурге собрались представители всех кукольных школ мира
В Санкт-Петербурге завершился первый Всемирный фестиваль кукольников. Прямо на улицах города, на глазах у многочисленных зрителей, рождались новые постановки и разыгрывались спектакли. В артистов превращались такие прозаические вещи, как чайный пакетик - и при этом было по-настоящему интересно.
На Невском проспекте балаган. Самый настоящий, в прямом смысле этого слова - сразу несколько кукольных театров установили на улице нехитрые сцены и дают представления. Главный герой у всех один - Петрушка.
Эти простые куклы вот уже несколько дней собирают в Петербурге огромные толпы. Казалось бы, примитивное ярмарочное представление, но вновь входит в моду, понятно и взрослым, и детям.
Эти короткие спектакли даже для Петербурга, который славится своими театральными фестивалями, стали явлением необычным. Еще никогда и нигде сразу в одно время и в одном месте не собирались представители, пожалуй, всех известных сегодня кукольных школ. То есть последователей разных направлений и жанров, учителя и их ученики.
Давид Бурман, арт-директор фестиваля: "Понятие "Школа" - относительное. Ведь в России понятие школы - это серьезный институт, а, скажем, в Африке, это не институт, а какой-то кукольник, у которого есть два-три ученика. Понимаете, да? В этом принципиальная разница, но это тоже школа".
Оказывается, еще лет 30 назад в мире было всего три классические куклы: марионетка - та, что дергают за нитки, тростевая кукла и тряпочный Петрушка, которого надевают на руку. Сегодня появились даже высокотехнологичные куклы - роботы. Но все-таки высшим пилотажем считается, когда образ рождается из ничего.
Например, работа Катарины Тамм - совместный финско-эстонско-французский проект. В ее моноспектакле образ Дяди Вани исполняет использованный чайный пакетик. О страданиях чеховских героев рассказывают немые тени. А сама актриса играет Соню Серебрякову на английском языке.
Катарина Тамм: "Многое здесь передается не через слово, а через выразительность тела, пальцев, предметов. И, если вы уловите, как это сложно этому научиться, но если вы уловите, то выразительных средств, возможностей открывается больше, чем в драматическом театре".
Порой трудно определить - кукольный это спектакль, драматическое представление или какой-то фантастический танец. Студенты-кукольники из Ярославля таким способом оживляли картины знаменитых художников. А выпускники Иркутского театрального училища, наоборот, увлеклись не авангардом, а углубились в истоки профессии. И заставили Петрушку говорить на древнем языке при помощи особого приспособления - пищика. Правда, показать его Петрушка не согласился. Секрет.
Тайны профессии, наверное, и должны оставаться за кулисами. В конце концов, как оживить на сцене кукол или предметы, должны изучать профессионалы, а зрителям главное - чтобы было интересно. На представлениях Первого международного фестиваля школ кукольников яблоку негде было упасть. Именно поэтому артистам и пришлось выйти на улицу, чтобы их искусство могли увидеть все желающие.

