Псковские власти приостановили все процедуры, связанные с усыновлением детей-сирот
Стремительно развиваются события, связанные с новой историей о гибели в США усыновлённого из России ребёнка. После того, как стало извёстно о смерти трёхлетнего Максима Кузьмина, уголовное дело по статье об убийстве возбудил российский Следственный комитет. Представители ведомства намерены обратиться в суд, чтобы заочно избрать для приёмной матери мальчика меру пресечения в виде ареста и объявить женщину в международный розыск.
Максим - из того же самого детского дома, откуда забрали в США и другого погибшего ребёнка - Диму Яковлева. В Псковской области, где находится приют, теперь приостановлены все процедуры усыновления сирот. Там вспоминают, что вместе с Максимом Кузьминым в ту же семью уехал и его брат Кирилл.
Двери Печорского детского дома сейчас закрыты. Вот уже больше недели карантин - эпидемия гриппа. А после вчерашних событий здесь тем более не хотят общаться с журналистами. Но сегодня рано утром, когда воспитатели собирались у служебного входа, журналистам удалось поговорить с главным врачом детского дома Натальей Вишневской.
Она сказала, что узнала о трагедии из телерепортажей так же, как и все, и подтвердила: Максим Кузьмин и его брат Кирилл действительно являлись воспитанниками этого детского дома.
"Их отправили несколько месяцев назад, в конце 2012 года. Решение принимает областной региональный суд, как это делается в соответствие с законодательством, месяц оно вступало в силу, и дети уехали", - сообщила главный врач Печерского дома ребёнка Наталья Вишневская.
На фотографии, сделанной волонтерами в октябре прошлого года на празднике осени, детишкам - по два-три годика. Через пару месяцев Максим уедет, к более счастливой жизни - так как считали воспитатели. Теперь они чувствуют вину, хотя по закону все делали правильно: данные на братьев отправили органам опеки. Там их опубликовали, а когда не нашлось желающих усыновить из России, появилась пара из США.
Супруги Шатто несколько раз приезжали в Печоры на свидание с мальчиками. Гуляли с ними. Никаких подозрений у воспитателей не вызвали. Решение о передаче детей этой американской семье суд принял еще до вступления в силу закона о запрете усыновления американцами. С момента отправки братьев за границу не прошло полгода - срок, после которого должен прийти первый отчет о жизни и здоровье ребенка. Так что о судьбе мальчиков от органов опеки США сведений не поступало.
Максим попал в дом ребенка в возрасте двух лет. Его брату Кириллу тогда исполнился годик. Мать лишена родительских прав и жизнью мальчиков не интересуется. Отклонений в развитии у Максима не было. Единственная патология - врожденный порок сердца. Возможно, что после случившейся трагедии брат Максима Кирилл в скором времени будет возвращен на Родину. Десятки российских семей уже изъявили желание усыновить малыша.
"Официальная процедура по возвращению Кирилла сегодня же будет запущена. Кроме того, мы приостанавливаем все запущенные процедуры по усыновлению псковских детей в какие бы то ни было семьи до момента создания комиссии по усыновлению, которая теперь коллегиально будет рассматривать персональное дело каждого усыновляемого ребёнка", - сообщил губернатор Псковской области Андрей Турчак.
Однако обратный процесс - возвращения ребенка на Родину - может затянуться на годы или вообще не состояться. Кирилл Кузьмин успел получить американское гражданство.
"Женщина давала ребёнку препараты, которые обычно дают при лечении шизофрении, а действительно ли эта женщина была психически здорова и могла усыновить этого ребёнка? Если усыновление будет признано недействительным по этим основаниям, российские власти имеют право потребовать у США передать ребёнка обратно под опеку детского дома", - заявила юрист Мария Ярмуш.
Дима Яковлев, который погиб от беспечности американских усыновителей в 2008 году, тоже был отсюда. Тогда же, в 2008-м в отношении усыновления Димы Яковлева прокурорская проверка установила, что были грубо нарушены российские законы. Родственникам не давали Диму взять на воспитание, и, насколько известно, наказание пока никто не понёс.
Тем временем, в Печорском детском доме, который до сих пор был на хорошем счету, вот уже вторая смерть ребенка, отданного приемным американским родителям. Трагическая это совпадение или преступная закономерность - вот вопрос, который сейчас задают себе и воспитатели, и чиновники, и простые жители. Выяснить это предстоит следствию.

