Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 мая 2016, 22:00

Почему тот, кто придумал программу «ноль проблем с соседями», уходит, освободив место тому, кто присягнул в верности лично Эрдогану?

Недовольство Анкары Евросоюзом снова в официальных заявлениях. На этот раз Турции не нравятся слова Кэмерона о том, что вступит она в Евросоюз не раньше 3000-го года.

Евросоюз недоволен тем, что Турция не хочет проводить реформы по его заказу - от Анкары европейцы требуют изменить антитеррористические законы по европейскому образцу, усилить борьбу с коррупцией и прекратить нарушать свободу слова.

Турция в ответ заявляет, что Евросоюз не держит свое слово, ведь договаривались же, что и визы отменят, и в единый европейский дом пустят за то, что турки задержат у себя потоки беженцев.

Судя по всему, Эрдоган решил держать твердую позицию, заявляя Европе: тогда мы пойдем своей дорогой, вы - своей, договаривайтесь с теми, с кем можете договориться. Заодно накануне досталось и Америке - за сотрудничество с курдами. Вашингтоном Эрдоган тоже недоволен.

Но немецкая газета «Ди Вельт» подводит итог - Эрдоган, конечно, решил, что перехитрил всех, почувствовал себя королем Европы. Но тут у Турции есть ахиллесова пята - туризм. Шесть процентов ВВП. В этом году не едут русские - из-за конфликта после расстрела российского самолета поток упал на 80 процентов. Плохо едут немцы - из-за постоянных терактов и угроз безопасности поток упал на 35 процентов.

На выход засобирались инвесторы - из-за отставки премьера Давутоглу, автора концепции "ноль проблем с соседями", знакомого с европейскими лидерами лично, еще с тех времен, когда был главой МИД. Давутоглу на фоне Эрдогана смотрелся просто европейцем. И Эрдоган сделал свой ход, назначив премьером неизвестного на Западе, но крайне преданного ему лично Бинали Йылдырыма, бывшего министра транспорта.

Бархатный дворцовый переворот в Турции предсказуемо закончился победой Эрдогана. Султан сместил своего слишком умного визиря. Высоколобого профессора и дипломата Давутоглу в кресле турецкого премьер-министра сменил начальник транспортного цеха. Новый премьер - Бенали Йылдырым, бывший министр транспорта и верный соратник Эрдогана с момента основания ими правящей ныне Партии справедливости и развития.

"Наш самый важный долг - изменить Конституцию, чтобы соответствовать реальным отношениям между избранным президентом и его народом. Старая одежда нам больше не по размеру. Будем надеяться, что вскоре мы начнем работать по новой Конституции, включающей в себя президентскую систему власти», — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым.

Господин президент, мы обещаем, что ваша страсть будет нашей страстью, ваше дело будет нашим делом, ваш путь будет нашим путем — таково политическое кредо нового премьер-министра, который по существующей Конституции сейчас обладает куда большей властью, чем Эрдоган, в верности которому он так клянется.

Идея фикс Эрдогана о превращении Турции из парламентской в президентскую республику для нового премьера — руководство к действию. Как можно быстрее избавиться от политической власти, передать ответственность своему кумиру и вновь стать тем, кем он собственно до недавнего времени и являлся — лояльным менеджером в масштабах страны, — вот функция того, кто пришел на смену Давутоглу.

«Кто он? Но я отвечу так: ему просто дали должность и сказали - вот ты будешь делать вот это и это, и все! Поэтому абсолютно не имеет значение, кто он. Вы знаете, в чем разница между Давутоглу и Йылдырымом? У Давутоглу были свои политические взгляды. А у этого, нового, их нет. Так что им с Эрдоганом будет комфортно работать вместе», — говорит журналист Билгихан Ова.

Судя по тому, как мало вслед за сменой премьер-министра изменился состав правительства, Эрдогана устраивало все, кроме самого Давутоглу. И тому есть несколько причин. Первая - с точки зрения Эрдогана, бывший премьер слишком заигрался с Западом. Его успехи в переговорах с Брюсселем и Вашингтоном раздражали сами по себе и, кроме того, накладывали на Турцию ряд обязательств, исполнение которых связывало бы руки Эрдогану.

«Давутоглу являлся проводником внешней политики, а задача, которая сейчас ставится перед Турцией, ставится Эрдоганом как переход к президентской форме правления. Очевидно, что Ахмет Давутоглу то ли не мог, то ли прилагал недостаточно стараний, чтобы выполнить эту задачу», — сказал политолог, эксперт по Турции Иван Стародуб.

Стоило новому премьеру присягнуть на верность мечте Эрдогана об абсолютной власти, недовольство Запада происходящим выплеснулось наружу. Закон о снятии депутатского иммунитета, позволяющий контролировать парламент, закон о борьбе с терроризмом, дающий возможность резать курдов, наезд на конституционный суд — единственную, все еще неподконтрольную Эрдогану инстанцию.

Поспешность турецкого султана не смогла обуздать даже Ангела Меркель, прилетевшая в Анкару намекнуть Эрдогану на то, что он ставит ее в неловкое положение в глазах ее европейских партнеров. Куда там! Меркель улетела ни с чем, а европейские партнеры разразились серией заявлений о том, что такой Турции не видеть Евросоюза как своих ушей еще тысячу лет!

«Эрдоган находится в цейтноте. Он находится в ситуации, когда Турция вместо того, чтобы стать новой мировой державой, оказывается в некой политической изоляции. О чем я говорю? Эрдогана не очень принимают в Белом Доме, Эрдогана терпят в Европе только потому, что сегодня есть миграционный кризис, и Турция нужна Европе для того, чтобы беженцы оседали в Турции, и немножко сократить эти потоми мигрантов в Европу. У Турции, понятно, крайне плохие отношения с Россией. Икак в этой ситуации будет выходить Эрдоган, не очень понятно. Тем более, что он и не предпринимает никаких действий для того, чтобы эту ситуацию каким-то образом улучшить», — говорит политолог Антон Хащенко.

Так ли это? Ведь существует еще одна версия того, почему Эрдоган поспешно сменил своего премьер-министра. Проблемы с Москвой. Сразу после ухода Давутоглу с поста премьер-министра Турции, оппозиционная азербайджанская газета «Мусават» опубликовала материал, в котором одной из ключевых причин его отставки называет поиск Анкарой способов загладить свою вину перед Россией. Газета пишет о том, что до тех пор, пока Давутоглу, взявший на себя ответственность за приказ сбить прошлой осенью российский бомбардировщик, оставался у власти, ни о каких серьезных переговорах речи быть не могло.

«Мы слышали объяснения турецких властей, мы не слышали извинений и не слышали готовности возместить ущерб. Мы слышим заявления о желании возобновить отношения. Мы тоже хотим возобновить отношения, не мы их разрушили. Мы делали все, чтобы на протяжении десятилетий вывести российско-турецкие отношения на беспрецедентный уровень партнерства и дружбы. Мы этим очень дорожили. Зачем это было сделано, я до сих пор ума не приложу. Но кроме заявления о желании возобновить отношения нужно для этого что то еще и сделать. Мы в контакте находимся с представителями турецкой стороны, по разным каналам партнеры выходят, они ответ наш знают. Мы ждем каких то конкретных шагов с их стороны. Пока их нет», - заявил В. Путин.

Новый назначенец Эрдогана не связан обязательствами перед Западом и не причастен к трагедии в небе над Сирией. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время мы станем свидетелями того, как Эрдоган, пользуясь своим новым премьер-министром, будет искать способ помириться.

Провальный курортный сезон, газ, нестабильность внутри и вдоль границ и главным образом битая ставка на Запад не оставляют ему времени для сохранения лица в том виде, в котором бы ему того хотелось. В политической практике любая форма извинений — это готовность согласиться с требованиями того, перед кем извиняешься. А извиняться придется. Вопрос только в том, как и когда!

Читайте также: