59% россиян хотели бы заняться собственным бизнесом
Есть устоявшееся мнение, что наши соотечественники не хотят становиться предпринимателями, не рискуют заниматься бизнесом. А молодежь вся хочет идти в чиновники. Это не так. Опросы общественного мнения показывают, что около 30% российских граждан хотят иметь свой бизнес. А среди молодежи этот показатель еще выше.
Авторитетная международная компания «Прайс Вотерхаус Куперс» проводила сравнительный анализ по многим странам. В России 59% опрошенных молодых людей заявили, что хотели бы заняться собственным бизнесом. А средняя цифра по миру - 43%. Так что не надо себя принижать. Другое дело - много трудностей, много препятствия перед начинающим предпринимателем. И бюрократия, и поборы, и кредиты очень дороги. Премьер-министр Дмитрий Медведев об этом и говорит. Как улучшить условия для малого бизнеса? Но несмотря ни на что, примеров успешного малого бизнеса - тысячи.
Валентина и повар, и бухгалтер, и директор. От навыков бывшей работы никуда не денешься - в прошлом она менеджер по продажам. Теперь единственный работник на своем шоколадном предприятии. Да и сама фабрика-то умещается на 15 квадратных метрах. Помогает иногда ну разве что маленький сотрудник - сын Саша — может снять пробу. Все и началось-то, когда ушла в декрет.
«Я подписалась на правильное питание. Девушка стала рассказывать про книгу о шоколаде. Мне она понравилась. Я ее скачала. Сделала свой первый шоколад, и тут меня понесло», - рассказывает шоколатье Валентина Валяева.
Купила курс видеоуроков и стала готовить сначала для себя, родных, друзей. А дальше - на заказ. Бизнес свой она называет пока даже не малый — маленький.
«Кстати о деньгах на мой маленький бизнес — очень многие вещи я собирала по своим родственникам. Вот этот блендер взяла у своей любимой свекрови», - рассказывает Валентина Валяева.
«Теперь вообще все в шоколаде», - улыбается Валентина. И речь не только о посуде - клиентов с каждым днем все больше.
Набор шоколадных конфет 150 граммов — 600 рублей. В день в среднем — три заказа. Сейчас, говорит, готовится к 8 марта — к празднику, как правило, в течение нескольких дней покупают по 15-20 сладких наборов.
Фотография 9 на 12. Подпись - не обязательно наивная, но с хэштегом, так чтоб, кто ищет — точно нашел. В прошлом — журналист, а теперь предприниматель Елена делает и продает готовые завтраки: орехи, мед, сухофрукты, овсянка. Начинала на кухне. Спустя полгода — арендовала небольшой цех. В штате - пять сотрудников.
«Если проект начинает развиваться очень быстро, есть большой шанс просто не потянуть. Почему мы не выходим в большие сети? Потому что понимаю, что не такое большое производство. Можно взять много обязательств и их не выполнить. Очень многие стартапы на этом прогорают», - поясняет предприниматель Елена Наумова.
Полторы тонны в месяц готовой продукции отправляет в 40 столичных магазинов, плюс в регионы: Мурманск, Красноярск, Новосибирск. С будущего месяца в планах — Камчатка. Стартовый капитал, вспоминает, был 20 тысяч рублей. Потом, когда бизнес начал приносить доход, пустила в ход накопленные полмиллиона рублей.
У Владислава все иначе: формирование идеи, бизнес-план. Три года назад, когда ему было еще 17, работал официантом. Тогда-то и загорелся открыть ресторан быстрого питания, готовить сербские бургеры, ведь сам корнями из Сербии. И вот он на своей кухне.
Привлечь инвестиции можно, говорит Владислав, сколько бы лет тебе ни было. Но не просто деньги под идею. Бизнес-план и стратегия развития необходимы.
«Я привлек инвестиции как от частного инвестора, так и от государственного инвестиционного фонда. Если говорить про то, как мне это удалось сделать, я точно так же сказал о своей стратегии развития. Я сидел у входа в ресторан несколько суток для того, чтобы просчитать проходимость. Прозванивал абсолютно все организации, которые рядом находятся, узнавал, сколько там человек работает, для того чтобы прежде всего ответить на вопрос: подходящее ли это помещение?» - рассказывает предприниматель Владислав Джурович.
Вообще, конечно, все не так просто. Это тяжелый труд: важна каждая деталь. От места — торговой точки — зависит если не все, то многое. Ольга два года назад ушла из компании, где работала менеджером. Начала свое дело — открыла сыроварню. Готовила сама. Теперь в штате есть технологи. Долго размышляла над тем, как привлечь покупателей. Так и родилась идея: превратить само производство в такое продуктовое шоу. Наверняка потенциальный клиент остановится, посмотрит, попробует, купит и, возможно, станет постоянным.
Два года назад Егор с двумя братьями решил начать бизнес. Они занимались организацией и поиском денег. Он, отучившись на повара, отвечал за конечный продукт. Пекли пироги. Была просто служба доставки. Сегодня у них в городе сеть мини-кафе с теми самыми пирогами, с которых все начиналось. Но на месте стоять не собираются - недавно открыли ресторан.
«На данный момент все у нас тратится на предприятие. Открыть такое заведение — это сложно. Требует побольше вложений, чем стартовое наше начинание. Поэтому пока что все ресурсы уходят сюда. Ну, про себя мы, конечно, тоже не забываем. Зарплату все получаем», - рассказывает предприниматель Егор Николаев.
«Дело в том, что открыть на сегодняшний день фуд-стартап достаточно просто. По интернету вы регистрируете ИП, размещается информацию в соцсетях. И вот пошли первые клиенты. И для многих основателей таких мини-стартапов достаточно 5-7 заказов делать в день, чтобы в общем-то компенсировать себе ту зарплату, которую они могли бы где-то зарабатывать на стороне», - объясняет директор агентства по продвижению стартапов Ольга Павликова.
А дальше, если молодому предпринимателю удается найти свою нишу, то уже спустя год-два, он начинает не только себя кормить, но и создавать рабочие места. Открыть свое дело сегодня может любой. Те, кто уже идет этим путем, признаются: здесь главное — это желание.
Бизнес на коленке, точнее - на кухне - стал набирать популярность лет пять назад. Тогда же появились и институты поддержки как государственные, так и в реальном секторе. Сегодня мы видим — первые всходы: с каждым годом таких фуд-старапов — будет только больше, говорят участники рынка: потенциал огромный, успешных примеров масса, а ведь именно они порождают желание открыть свое дело.