Подлинная история восстания в нацистском лагере смерти в фильме Константина Хабенского «Собибор»
В российский прокат вышел фильм режиссера и актера Константина Хабенского «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти. Реальные события, подвиг лейтенанта Александра Печерского — единственное восстание узников, которое закончилось победой, казалось бы, обреченных людей.
Чтобы помнили... Потому что сам герой — лейтенант Красной Армии Александр Печерский — всегда говорил об этом своей дочери. Помнили и сделали все, чтобы не повторилось, и никто бы не смог переписывать историю и лгать миру. И те, кто прошел сквозь весь ужас нацистской системы и выжил, очень хорошо знают, что такое остаться человеком. Александр Печерский сумел. И те, кто пошел с ним на прорыв, тоже сумели.
Во всех кинотеатрах страны! В залах тишина, словно у всех сразу перехватило дыхание. На выходе не сдержать слез.
«Надо его смотреть всем, чтобы такого больше никогда не повторилось. Всем!» — говорит зрительница.
Большая страна смотрит большую премьеру. Фильм «Собибор» — подлинная история единственного успешного восстания в лагере смерти.
«Если сейчас потрогать мой пульс, мне кажется, зашкаливает», «Я как будто пережила это все на себе, такие моменты», — говорят зрители со слезами на глазах.
«Можно сказать, что есть какая-то генетическая память; что пережили наши люди, и это коснулось каждой семьи», — отмечает девушка.
От Москвы до Владивостока этот фильм ждали. Премьера сначала в Варшаве — именно в Польше нацисты организовали лагерь «Собибор». Затем премьера в Ростове, именно в этом городе родился и вырос Александр Печерский — лейтенант Красной Армии, который спас узников «Собибора».
Рука в руке. Константин Хабенский после показа успокаивает, пожалуй, главного зрителя. Элеонора Гриневич — дочь Александра Печерского — эту память об отце филигранно хранила. Каждую записку, каждое фото, обрывки слов размытые чернила, выцветшие чертежи.
«Он ездил, он выступал. Ему хотелось, чтобы люди знали о том, что такое фашизм», — рассказывает Элеонора Гриневич.
Страшный узор фашизма в картине «Собибор» сплетен из звуков — крики в камере пыток, торопливые шаги нацистов, тяжелое дыхание и стук сердец. Сплетен из кадров — газовая камера, женщин согнали словно овец.
«Собибор» — гигантская мясорубка, где человеческое достоинство перемолото, раздавлено. Пропуск в жизнь или смерть ответ на вопрос: еврей или нет? Одно на всех унижение, будь ты мужчина или женщина.
Сельма Вейенберг — героиня Марии Кожевниковой. Реальная узница концлагеря. Ей удалось бежать. После войны уехала в Америку и написала книгу: «Женщина, которая пережила «Собибор».
«Там такой был спектр ощущений и чувств, который они переживали, и когда я думала, как это играть, как это возможно вообще — даже читать это страшно», — признается актриса Мария Кожевникова.
Хабенский сделал, кажется, невозможное: он и актер, и впервые для себя — режиссер. Как режиссер и как актер он замерзал на съемках. Фильм снимали в Литве осенью, тонкая лагерная одежда не спасала. Как режиссер и как актер он обсуждал каждую реплику, каждую сцену, потому что прекрасно знал, для кого снимает.
«Этот фильм для аудитории, которая умеет чувствовать, это очень важно, и которая не боится своих эмоций и их проявления», — говорит режиссер фильма «Собибор», народный артист РФ Константин Хабенский.
Сохранить это во все времена значило остаться человеком. В концлагере это порой сложнее пыток. Главный герой Александр Печерский человеком остаться сумел.
Вещи лейтенанта Красной Армии родные передали Фонду Александра Печерского. Чертежи помогли построить лагерь для съемок, записки — воссоздать образы в фильме, в том числе и самого героя. Внучка Печерского называет деда аристократом духа. Он говорил: из лагеря бежали не для того, чтобы выжить, а чтобы умереть достойно.
«Дедушка тогда сказал, что если бежать, то нужно бежать всему лагерю, иначе это обречено на провал, потому что, во-первых, поймают, во-вторых, в назидание расстреляют очень многих людей, как уже бывало», — говорит Наталия Ладыченко.
Александр Печерский ушел 30 лет назад. Уже будучи пожилым человеком, этот сильный и решительный мужчина, будет буквально бояться детского плача — напоминания о пытках. Будет плакать сам, безуспешно пытаясь рассказать о жизни внутри лагеря. Как хорошо, что он все записывал и создатели картины «Собибор» смогли сделать это за него.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru.