Докопаться до корней «Вишневого сада»: в Москве — мировая премьера от Матса Эка
На Чеховском театральном фестивале в Москве - мировая премьера: "Вишневый сад" по версии известного шведского режиссера Матса Эка.
У каждого режиссера свои способы успокаивать себя перед премьерой. Пока публика заполняет зал, 75-летний режиссер Матс Эк занимается своей формой - и таким образом настраивает себя на спектакль.
Спектакли Матса Эка легко узнать: знакомые сюжеты он преобразует в совершенно невероятные истории, а из душ классических персонажей умудряется выудить странные, а порой даже аномальные черты.
Зрители знают, что у Матса Эка скучно не будет: ведь это он сделал акцент, что "Жизель" - это рассказ про пациентку клиники для душевных больных, а "Спящая красавица" у него находится в зависимости от наркотических средств. И "Вишневый сад" не избежал экспериментов. Начиная с того, что действие режиссер перенес в 90-е годы, в перестроечную Россию.
Матс Эк, режиссер-постановщик спектакля "Вишневый сад": "У Чехова все, как у вас в 90-е: уходит одна эпоха и наступает перелом, когда люди не понимают, что им делать. В такое время всегда появляются те, кто срубит вишневый сад".
Это мировая премьера и московские зрители первые, кто оценит новый спектакль. Накануне представления было известно только одно: мастер сделал не просто балет, а драматический спектакль, куда включил танцевальные номера. Главная пластическая линия в спектакле у выдающейся балерины и его жены Аны Лагуны.
Ана Лагуна, балерина, исполнительница роли Шарлотты: "Вот уже 35 лет я жена Матса Эка. Возможно, я лучше всех понимаю своего мужа, я так хорошо изучила его хореографический язык, но в то же время я не знаю его совсем. Например, я никогда не могла подумать, что Шарлотта должна выстроить всю лирическую линию "Вишневого сада".
Но не одна Ана Лагуна была в замешательстве. Вся труппа, когда режиссер познакомил их со своим замыслом, побежала по книжным магазинам, чтобы перечитать Чехова.
Мари Рикардсон, актриса, исполнительница роли Раневской: "Мы долго искали внутренние мотивы, что Чехов может быть таким. В этой работе все было особенным. Начиная с того, что мы разогревались, играя в футбол, и заканчивая тем, что Матс всегда недоволен нашей работой, но зато он всегда точно знает, чего хочет".
Этот спектакль Матс Эк поставил совместно с королевским шведским театром "Драматен". Они привыкли работать с текстом. И теперь им объяснили, что текст - это только трамплин, с которого можно прыгнуть в Чехова.