Анджей Вайда награжден Орденом Дружбы за вклад в развитие отношений между Россией и Польшей
Президент наградил Орденом Дружбы всемирно известного польского режиссера Анджея Вайду за вклад в развитие отношений между двумя странами. Свою первую картину Вайда снимал по Чехову, среди его работ - экранизации Достоевского, Лескова и Булгакова, и многие другие фильмы, любимые поколениями российских зрителей.
Дети с умными глазами - именно для них по нескольку раз в год мастер проводит класс. Это хороший тон у думающей российской молодежи - послушать, что говорил Вайда.
Анджей Вайда, кинорежиссер: "У каждого времени, у каждой дружбы - свои парламентеры. Я - один из них. И мне пристало это делать, потому что режиссер - это не тот, кто развлекает по вечерам. Это тот, кто заставляет думать. Я учу думать молодежь - в Москве и в Варшаве. Каждый из моих фильмов – разговор, в котором вы обязаны участвовать. Каждый из этих разговоров - о политике, которая сама участвует в нашей жизни".
В Польше знают все - Вайда придумал новое польское кино. Как он сам говорит, до него снимали фильмы, "мы сделали польский кинематограф".
Анджей Вайда, кинорежиссер: "Мой самый первый фильм был по чеховскому рассказу. Это была проба пера, чтобы потом снять то, что теперь называют первым фильмом нового польского кино – "Поколение", картину о юноше в антифашистском подполье. И фильм "Канал" - мой первый приз, победа в Венеции. О том, как пытаются спастись герои варшавского восстания, подавленного фашистами".
Его трилогию "Человек из мрамора", "Человек из железа" и "Без наркоза" считают отправной точкой движения "Солидарность". Статья в "Таймс": если бы Леха Валенсы не существовало, его придумал бы Вайда.
Анджей Вайда, кинорежиссер: "Я знаю, что был у вас идеологическим антиидолом. Помню, как во все польские газеты пришла инструкция: фильмы хвалить, режиссера не замечать. Это смешно, но благодаря железному занавесу меня лучше слышали в Москве, чем в Варшаве. Исходя из тех запретов, в которых творили мои коллеги в Советском Союзе, моя свобода была для них очень личным делом.
Когда мой "Пепел и алмаз" привезли на закрытый показ в Москву, зрители переговаривались шепотом: это что, в Польше можно все? Или можно только Вайде?"
Нейтралитет парламентера: он не вступал в партию, с которой не по пути; не ходил в церковь - ксендзы варшавских костелов грозили анафемой за фильм о страданиях польских евреев.
Спектакль "Бесы" - подарок сегодняшнего Вайды своей вечной любви - театру "Современник". У них одна судьба на двоих - в 70-е Вайда в Варшаве и "Современник" в Москве взрывали умы. То, что они говорили, слушал весь мир, их называли явлениями века в мировой культуре и невидимками для власти, не готовой к диалогу.
Первый приз в 1975 году на Московском кинофестивале, венецианские и каннские статуэтки - мировое признание: он есть.
Когда Американская киноакадемия назвала его человеком, который создал кинематограф своей страны, он ответил спокойно: да нет, мы просто всегда были вместе.
Анджей Вайда, кинорежиссер: "Это награда не мне. Это - всему польскому кино".
Главная боль и главный фильм его жизни – "Катынь". Ему обещали, что фильм не примут даже на родине, тема была слишком закрытой в Польше старой и слишком болезненной в Польше новой.
Анджей Вайда, кинорежиссер: "Я сделал это ради отца, расстрелянного в Катыни, ради 22 тысяч поляков, для которых Катынь стала братской могилой, ради будущего, в котором Катынь не должна стоять между нашими народами. Ведь нужно разделять расстрелы и ложь, которая покрывала все эти годы трагедию двух народов.
Я был обязан сделать это, чтобы дать возможность для дружбы двум соседям, русским и полякам. Я уверен, что наши народы - навеки вместе, и ради их общего блага я должен был отработать эту тему до конца".
Класс от мастера, который просто учит думать. Когда Вайду спрашивают, что главное для режиссера, он отвечает просто - моральное беспокойство. Потому, что у каждого времени - свои парламентеры. Сейчас просто его очередь.