Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 сентября 2011, 21:29

В Москве открылась биеннале современного искусства

Мир искусства – на расстоянии вытянутой руки. В Москве открылась арт-биеннале. В отличие от классических музеев, экспонаты здесь можно и даже нужно трогать.

Концептуально. Запустить игрушечный самолет, чтобы увидеть мир со стороны, воздвигнуть картонный текст, чтобы рассмотреть смысл, перебирать струны электронной арфы, чтобы услышать цифровую оперу. Традиционная музейная тишина - здесь редкость. Принципиально.

"Каждый зритель выбирает свою собственную стратегию поведения, становится создателем звукового произведения", - говорит комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн.

Обычная полемика с музейным каноном, поясняют искусствоведы. Зритель не просто наблюдает произведение, а фактически создает его. На верхнем этаже ЦУМа - только такие экспонаты.

Разбираются, собираются, перемещаются и разговаривают. Здесь на пятом этаже торгового комплекса все экспонаты интерактивны. И даже больше - коробки, картонки, колонки становятся произведением искусства при взаимодействии с человеком. Почти перформанс. Одна единственная живописная работа – кажется, здесь ничего не двигается - как будто заблудилась. На самом деле это намек, приглашение на вторую площадку.

Чтобы оценить Биеннале в целом, в этом году нужно раздваиваться. Вторая площадка просто громадная. Здесь почти 70 экспонатов. Но в сумме это те же прошлогодние 7 тысяч квадратных метров современного искусства. К тому же, делили не по количеству, а по назначению. Здесь взаимодействие уступает созерцанию. Некоторые экспонаты можно рассматривать часами.

Десятилетия проносятся перед глазами посетителей - в берлинском квартале. На бумажные макеты проецируется история. Торговые лавки, кафе, фасады зданий. На следующем кадре - дома сносят. Напротив - собирали по крупицам карту Европы. Традиционный монтаж выставки современное искусство превратило в акт творения.

Если здесь о чем-нибудь и говорят - так только о спичках. 2 недели, в несколько смен, методично, волонтеры ваяли. Уникальное произведение - транспортировать его дальше - невозможно. 350 тысяч спичек. Каждая - человек. На карте - Португалия, Испания, Греция, Италия - по мнению авторов, самые социально неустойчивые страны Европы. Вспыхнуть могут в любой момент. И вспыхнут - к концу биеннале карту подожгут. Акция наделает не только шума, но и дыма. Зальет водой чилийская художница. По литру водопроводной - в каждом пакете.

"Моя работа о материальном мире. Я просто беру вещи, которые меня окружают и экспериментирую с ними. Вот пакеты, какие хрупкие. Кому-то придет в голову, что это об экологии. Кто -то увидит в этом политику", - рассказывает художница из Чили Катлина Бауэр.

Некоторые экспонаты доведут до ума только зрители. В печатной машинке - компьютерная проекция: чтобы ловить блох в тексте, точнее - мух в буквах.

 "Вот я печатаю. И вместе с буквами появляются насекомые. Они начинают поедать слова, размножаться", - комментирует происходящее комиссар 4-й Биеннале Петер Вайбель.

Чтобы увидеть такое своими глазами, придется потрудиться и напечатать хотя бы несколько слов своими руками.

 "В России есть очень важное понятие для современного мира: "поступок" - вы так это называете. Зритель должен его совершить. Чтобы картина ожила. Вот этим и отличаемся от модерна. Раньше искусство было автономным - теперь взаимодействие необходимо", - поясняет Вайбель.

Произведение только тогда искусство, когда так считает зритель, настаивает распорядитель этого почти революционного хауса. Должность которого так и называется - комиссар биеннале. А пока посетитель не скажет - эти провода, краски и мерцающая электроника - только предложение: творить вместе. Для концептуальных экспериментов мир искусства открыт.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей