В Москве открылась биеннале современного искусства
Мир искусства – на расстоянии вытянутой руки. В Москве открылась арт-биеннале. В отличие от классических музеев, экспонаты здесь можно и даже нужно трогать.
Концептуально. Запустить игрушечный самолет, чтобы увидеть мир со стороны, воздвигнуть картонный текст, чтобы рассмотреть смысл, перебирать струны электронной арфы, чтобы услышать цифровую оперу. Традиционная музейная тишина - здесь редкость. Принципиально.
"Каждый зритель выбирает свою собственную стратегию поведения, становится создателем звукового произведения", - говорит комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн.
Обычная полемика с музейным каноном, поясняют искусствоведы. Зритель не просто наблюдает произведение, а фактически создает его. На верхнем этаже ЦУМа - только такие экспонаты.
Разбираются, собираются, перемещаются и разговаривают. Здесь на пятом этаже торгового комплекса все экспонаты интерактивны. И даже больше - коробки, картонки, колонки становятся произведением искусства при взаимодействии с человеком. Почти перформанс. Одна единственная живописная работа – кажется, здесь ничего не двигается - как будто заблудилась. На самом деле это намек, приглашение на вторую площадку.
Чтобы оценить Биеннале в целом, в этом году нужно раздваиваться. Вторая площадка просто громадная. Здесь почти 70 экспонатов. Но в сумме это те же прошлогодние 7 тысяч квадратных метров современного искусства. К тому же, делили не по количеству, а по назначению. Здесь взаимодействие уступает созерцанию. Некоторые экспонаты можно рассматривать часами.
Десятилетия проносятся перед глазами посетителей - в берлинском квартале. На бумажные макеты проецируется история. Торговые лавки, кафе, фасады зданий. На следующем кадре - дома сносят. Напротив - собирали по крупицам карту Европы. Традиционный монтаж выставки современное искусство превратило в акт творения.
Если здесь о чем-нибудь и говорят - так только о спичках. 2 недели, в несколько смен, методично, волонтеры ваяли. Уникальное произведение - транспортировать его дальше - невозможно. 350 тысяч спичек. Каждая - человек. На карте - Португалия, Испания, Греция, Италия - по мнению авторов, самые социально неустойчивые страны Европы. Вспыхнуть могут в любой момент. И вспыхнут - к концу биеннале карту подожгут. Акция наделает не только шума, но и дыма. Зальет водой чилийская художница. По литру водопроводной - в каждом пакете.
"Моя работа о материальном мире. Я просто беру вещи, которые меня окружают и экспериментирую с ними. Вот пакеты, какие хрупкие. Кому-то придет в голову, что это об экологии. Кто -то увидит в этом политику", - рассказывает художница из Чили Катлина Бауэр.
Некоторые экспонаты доведут до ума только зрители. В печатной машинке - компьютерная проекция: чтобы ловить блох в тексте, точнее - мух в буквах.
"Вот я печатаю. И вместе с буквами появляются насекомые. Они начинают поедать слова, размножаться", - комментирует происходящее комиссар 4-й Биеннале Петер Вайбель.
Чтобы увидеть такое своими глазами, придется потрудиться и напечатать хотя бы несколько слов своими руками.
"В России есть очень важное понятие для современного мира: "поступок" - вы так это называете. Зритель должен его совершить. Чтобы картина ожила. Вот этим и отличаемся от модерна. Раньше искусство было автономным - теперь взаимодействие необходимо", - поясняет Вайбель.
Произведение только тогда искусство, когда так считает зритель, настаивает распорядитель этого почти революционного хауса. Должность которого так и называется - комиссар биеннале. А пока посетитель не скажет - эти провода, краски и мерцающая электроника - только предложение: творить вместе. Для концептуальных экспериментов мир искусства открыт.