Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 марта 2016, 12:14

В Москве открывается первая в истории нашей страны выставка династии Кранахов

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина представлены около 100 работ реформаторов немецкой живописи, известных своими поисками в области композиции и трактовки образов. Их привезли в столицу из нескольких российских музеев и частных коллекций, а также из Германии, Испании, Чехии и Венгрии. Богиня любви в надежных руках. К ней прикасаются исключительно в белоснежных и помогают порхать по залу. Пока другие шедевры ждут в заточении, в глухо заколоченных деревянных ящиках. Они проделали путь из лучших музеев России и Европы. В каждом - наследие "Энди Уорхолла XVI века". Так искусствоведы называют Лукаса Кранаха Старшего.

Свой идеал женской красоты Кранах собирает, как пазл. Светлые волосы, высокий лоб, загадочная полуулыбка, глаза, как у кошки. Богини и особы вполне земные буквально на одно лицо. Причем они все живут в краю голубых озер, высоких гор и дремучих лесов. Типичный немецкий пейзаж на заднем плане — визитная карточка художника.

Он родился 544 года назад и в свою эпоху будто был прислан из будущего. Когда все воспевали пышнотелых красавиц, Кранах считал эталоном высоких и стройных, как его Адам и Ева. К тому же, был не менее предприимчив, чем современные воротилы арт-бизнеса.

"Наряду с тем, что он был гениальным художником, он был очень, как сейчас говорят, эффективным менеджером", - отмечает куратор выставки, доктор искусствоведения Вадим Садков.

Фактически Кранах создал суперуспешный синдикат, где не стеснялись повторов. 39 Венер, 35 Ев, 19 Юдифей, добрая сотня мадонн — писал и сам Кранах Старший, и его сын - Лукас Кранах Младший, и ученики. Герб с крылатым драконом был фамильным знаком качества и гарантией того, что перед вами не просто картина, а запутанный клубок символов и тайн.

"Может быть, это Христос и Мария Магдалена, или это женская фигура персонификации церкви — Христос - жених, церковь — невеста", - поясняет Вадим Садков.

Свой рассказ немецкий искусствовед Мартин Эберле начинает не с экскурса в XVI век, а с событий 1945 года. Война закончилась. Из крупнейшего музея Готы, где хранится большая часть наследия династии Кранахов почти все перевозят в Москву. С тех самых пор десятки полотен так и находились в запасниках Музея изобразительных искусств имени Пушкина и никогда не выставлялись. "Вижу эти шедевры первый раз живьем, - говорит Мартин, - и завидую самому себе".

"Это непередаваемо, по-другому и не скажешь. Я был невероятно тронут, когда увидел, в каком потрясающем состоянии эти полотна, как бережно к ним относились. И для меня это показательно, как в России любят и ценят высокое искусство, искусство Кранахов — это сокровища, это роскошь в чистом виде", - отмечает искусствовед, директор фонда замка Фриденштайн, г. Гота Мартин Эберле.

Роскошь — писать то, что хотел и как хотел — Кранах мог себе позволить. Получил дворянский титул, был богат и относительно независим. На заказ исполнял парадные портреты и библейские сцены, в которые мог ненароком вписать самого себя. А для души с легкостью рисовал очаровательных кабанчиков или заморских птиц, которых даже за искусство не считал.

"Художник не подписывал и не датировал рисунки, они для него были рабочим материалом", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела графики Галина Кислых.

Но даже в этом "рабочем материале" - особое кранаховское волшебство.

"Это отличие большого художника от просто художника, потому что эта магия должна быть. Я заранее рада за наших посетителей, потому что они увидят нечто особенное и впервые", - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru >>

Читайте также: