В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка художника Гелия Коржева
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка работ Гелия Коржева - художника, чьё имя парадоксально связано и соцреализмом, и с сюрреализмом. Для того чтобы можно было лучше понять произведения Коржева, организаторы экспозиции даже перекроили музейное пространство.
Светящиеся трубки, из которых складывается имя художника: Гелий. Гелий Коржев. Он, как художественный элемент, настолько яркий, настолько необычный и при этом так мало выставлявшийся при жизни, что эта выставка для многих станет открытием.
Он писал людей – мужчин, женщин. Но за портретными образами всегда стояло что-то большее. Лицо одноглазого солдата, заросшее щетиной, обветренное, даже опаленное – так Коржев показал "Следы войны".
Родные не раз становились героями его картин. Ирина Коржева, дочь, изображена здесь 15-летней, голубоглазой, а на плече у неё рука деда. Работа называется "Тревога". Тревога за молодёжь, которая не знает жизни, не видела войны. Гелий Коржев умел мастерски передать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.
"Отец уставал от одной работы и переключался на другую. То есть у него в работе было всегда 3-5, если это серия. И работа продолжалась очень долго, иногда более 10 лет", - говорит Ирина Коржева.
Его занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью. Коржев закрылся от окружающего мира и писал до последнего в своей мастерской, где по просьбе страстного американского поклонника, друга и коллекционера дал в 70 лет интервью. Среди прочего художник раскрыл и тайну своего имени. 1925 год рождения наложил отпечаток.
"Они предлагали имена Трактор, Революция и всякие подобные. На что мать ответила, что он родился в середине лета и будет Гелиос", - рассказывал художник.
Гелий, Гелиос, что значит "солнце". И действительно живопись Коржева словно пронизана лучами. Его картины советского периода становились и символами эпохи, как триптих "Коммунисты", и тем, что непросто было понять. Например, "Беседа" Ленина со слепым старцем.
"Он ощущал свою совершенно особенную миссию художника-пророка, который должен поставить перед обществом реальное зеркало. И если это даже необычное зеркало, а кривое, как в "Тюрликах", то оно отражает истину", - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
"Тюрлики" - это вымышленные существа, которые поселились на его полотнах с перестройкой. "Суровый стиль" уступил фантасмагории: птичьи клювы, горбатые тела, жутковатые образы. Так он переживал 90-е.
"Один портрет, который может отобразить слой времени, эпохи — это очень тяжело, это достойно внимания", - сказала Ольга Гуревич.
"Нашему поколению всё это понятно. Период боли, страданий, смертей, потерь, утрат. Поэтому я сюда и хотел прийти, посмотреть его глазами", - признался Сергей Куликов.
"Что-то за душу берет, и сильно", - говорит Елена Быкова.
Так много Коржева, разных периодов и разных направлений удалось выставить впервые. Большинство картин осело в частных коллекциях. К этой выставке шли почти 10 лет, чтобы показать: есть пророк в своём отечестве. Именно его Гелий Коржев изобразил на своём последнем полотне от 2011 года.