Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 марта 2016, 21:24

Эксперты обсуждают безопасность лоукост-перевозок

Совершить авиапутешествие за тысячи километров по приемлемой цене давно стало реальностью. Зародившаяся в США концепция лоукост - низкая плата в обмен на отказ от большинства пассажирских услуг — распространилась по всему миру.

Но вот сегодня обсуждают, не могли ли некоторые особенности такой бизнес-модели повлиять на события, развитие которых в конечном счёте привело к ростовской трагедии.

Бюджетная авиакомпания, или лоукостер, отличается от традиционной тем же, чем сетевой универсам от продуктового бутика. В обоих магазинах — еда, но разной степени изысканности, в разном ассортименте и по разной цене. Обе авиакомпании перевозят пассажиров из пункта А в пункт Б, но за разные деньги и с разной степенью комфорта.

Лоукостеры берут за перелёт сравнительно небольшие деньги, но и предлагают за них спартанский набор услуг. Заранее забронировать места бесплатно нельзя. Самолёты часто вылетают или очень поздно, или очень рано. Нужны питание и водичка на борту — доплачивайте отдельно. Хотите взять с собой багаж — доплачивайте. Регистрация онлайн — бесплатна, в аэропорту — за деньги. В стоимость билета не входит практически ничего, кроме собственно перелёта. Так видят схему работы лоукостеров пассажиры.

На уровне менеджмента всё глубже. Экономия на завтраках не компенсирует бросовых цен на билеты, и экономить приходится на чем-то ещё. Например, на топливе. Не на его качестве, разумеется. А вот залить его там, где дешевле, и по возможности не отклоняться от маршрута — это приветствуется. По мнению экспертов, не исключено, что долгое кружение дубайского "Боинга" над Ростовом объясняется именно тем, что топливо было, а желания улетать на запасной аэродром не было — вдруг, распогодится?

"На борту находилось топливо на  8,5 часов при вылете из Дубая. То есть экипаж заправил самолет для того, чтобы не дозаправлять самолет в Ростове. Причина понятна: потому что в Ростове топливо стоит за тонну где-то в районе 530 долларов, а в Дубае это же топливо стоит около 250 долларов. Они за два часа сожгли где-то в районе 5 тонн топлива, это где-то 1250 долларов. И если считать, во что бы обошлась посадка в Краснодаре, то это, наверняка, раза в два, а то и больше", - говорит генеральный директор международного консультативно-аналитического Агентства безопасности полетов Сергей Мельниченко.

И дело не только в выплатах. Чем больше самолет в воздухе, тем больше прибыли он приносит, и авиакомпании пытаются свести время стоянки к минимуму. Сев где надо, лайнер улетает обратно уже через 40 минут. Например, самолеты лоукост-пионера, американской Southwest Airlines, в среднем совершают за день по 6 перелетов.

Уход на запасной аэродром нарушает график, отменяет рейсы и чреват убытками. Это касается всех авиакомпаний, но если авиагигант перенесёт форс-мажор сравнительно легко, то для лоукостера это кошмар. Он и так крутится как может. Например, закупает самолёты одного типа, чтобы не переучивать механиков и не мудрить с запчастями — как правило, это "А-320" или "Боинг-737". Порой отказывается от уборщиц — и их функции выполняют стюардессы. Набирает в пилоты целый интернационал, как это, опять же, было с лайнером FlyDubai.

"Набирают летчиков из других стран - экономят, потому что, допустим, летчик, который в Дубаи подготовлен, стоит баснословных денег. А если летчиков берут со стороны, из других государств, не будем называть, Европы, России, то это гораздо дешевле", - сказал заслуженный пилот России Петр Марченко.

Это не означает, что у лоукостеров лётчики плохие. Дешевле — не обязательно хуже. Всё, что касается подготовки пилотов, технического обслуживания лайнеров, запчастей — вообще всё, что касается безопасности, регламентируется правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые обязательны к исполнению всеми без исключения.

"Все авиационные международные правила нисколько не упрощают профессиональный подход и к технике, и к экипажу для лоукост-компании. Лоукост-компания должна экономить на другом. В Соединенных Штатах Америки лоукост-компании в прошлом году перевезли 50% пассажиров. Европа подходит к этому же: 45% перевезла. Если бы в Европе и в Америке это сопровождалось бы понижением уровня безопасности полетов, кто бы разрешил им это делать!", - говорит председатель Комиссии Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Полной безопасности не гарантирует, впрочем, никто и никому. История лоукостеров тоже не обошлась без катастроф. В декабре 2014-го А-320 индонезийского подразделения лоукостера Air Asia из-за проблемы с бортовым компьютером и ошибки пилотов рухнул в Яванское море, погибли 162 человека. Год назад произошла громкая и жуткая история с аэробусом Germanwings: страдавший депрессией второй пилот заперся в кабине и направил лайнер в землю, убив себя и ещё 149 человек.

Но чтобы перечислить остальные катастрофы с бюджетниками, хватит пальца одной руки. В том числе, как ни странно, благодаря всё той же прижимистости. Содержание и ремонт лайнеров — одна из главных статей расхода, поэтому самолёты у лоукостеров новые, их возраст редко превышает 7-10 лет. Так что сама по себе экономия - не обязательно фактор риска. Главное, чтобы желание сэкономить не переходило грань разумного.

Читайте также: