Пилот: Сокращение сроков подготовки пилотов неприемлемо
Новые дискуссии о сроках обучения летчиков гражданской авиации в нашей стране начались в связи с запуском международной программы подготовки пилотов, обучение по которой будет длиться не 5 лет, а всего 18 месяцев. Стать участником программы смогут те, кто закончил 2 года обучения в техническом вузе. Эксперты спорят, отразится ли сокращение сроков подготовки пилотов на безопасности полетов.
Заслуженный пилот СССР, действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Жорж Шишкин, выступая против сокращения сроков подготовки пилотов гражданской авиации, предложил "вспомнить историю создания системы обучения и профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации, которая закладывалась еще в середине XX века". "В тот период, - рассказал пилот, - на освоение в гражданскую авиацию пришло большое количество отечественных самолетов большой пассажировместимости и грузоподъемности. Стало понятно, что системы подготовки пилотов на основе двухгодичного обучения недостаточно, нужны более глубокие знания. Тогда была создана новая система, которая включала в себя 5 средних летных училищ, 2 высших летных училища, Академию гражданской авиации, Центр гражданской авиации в Ульяновске, 30 учебно-тренировочных отрядов и д.т. Она работала безотказно и безукоризненно. С такой системой мы вошли в 90-е годы и до сегодняшнего дня живем".
По мнению Жоржа Константиновича, "сегодня ситуация в некоторой степени повторяется: на эксплуатацию пришло огромное количество иностранных воздушных судов, работа летного состава усложнилась, ответственность повысилась". В такой ситуации, считает заслуженный пилот СССР, "предложение существенно сократить подготовку летного состава до 2 лет неприемлемо". По его словам, "это возврат в 50-е годы прошлого века, это снижение уровня профессиональной подготовки и снижение уровня безопасности полетов". "Безопасность полетов держится на основе надежности работы экипажа", - отметил эксперт.
Он обратил внимание на несоответствия в новых федеральных правилах подготовки пилотов. По его словам, там указано, что должен "знать и уметь пилот", но "где он должен получать свои знания, в аэроклубе или в частной школе", не указано. А это принципиальный вопрос.
Шишкин согласился, что "сегодня летчик становится больше оператором, чем пилотом". Тем не менее, он "должен уметь пилотировать, переходя на резервные и аварийные системы в полете". "Можно говорить о сокращении времени подготовки пилотов, но никоим образом нельзя говорить об изменении структуры системы, которая существует сегодня", - добавил эксперт.