Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 апреля 2016, 15:00

Специалисты МАК обнародовали предварительные итоги расследования катастрофы «боинга» FlyDubai

Предварительную картину трагедии в аэропорту Ростова восстановил Межгосударственный авиационный комитет, который расследует причины катастрофы "боинга" авиакомпании FlyDubai.

Ответа на вопрос, почему разбился лайнер, пока нет. Судя по выводам специалистов, не исключается предположение о технической неисправности самолёта, но много фактов говорит и о версии "человеческого фактора".

В официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета подчеркивается: анализ предварительный, расследование продолжается, обстоятельства уточняются. Но в то же время, полученные данные позволяют уже сегодня достоверно восстановить картину случившегося в небе над Ростовом. Сухим языком цифр и профессиональных терминов специалисты описывают причины, из-за которых произошла катастрофа.

"На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" стабилизатор самолёта был отклонён на пять градусов на пикирование, вследствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 градусов" - говорится в официальном сообщении на сайте МАК.

Кадры падения лайнера обошли весь мир. Благодаря предварительным итогам расследования, теперь ясно, что произошло с самолётом. Однако не менее важный вопрос – почему - пока остается без ответа.

Из того, что известно на данный момент, складывается следующая картина последней минуты полёта рейса 981: примерно за четыре километра до взлетно-посадочной полосы командир экипажа сообщил диспетчерам, что из-за погодных условий - шквалистый ветер - садиться не будет. Сразу после этих слов самолёт начинает довольно резко, под углом примерно пятнадцать градусов, набирать высоту. Через несколько секунд борт поднимается на высоту в 900 метров. Именно там командир экипажа отключает автопилот и переходит на ручное управление, возможно, как раз для того, чтобы замедлить скорость подъёма. Предположительно, именно командир и включил стабилизатор в режим пикирования. Самолёт резко уходит вниз. Пытаясь сбалансировать положение лайнера, второй пилот в это же время тянет штурвал на себя. Рули высоты оказываются в противоположной от стабилизатора плоскости, но выправить ситуацию не могут.

"Не хватило просто выучки для того, чтобы перевести самолет плавным движением, отработать стабилизатор на кабрирование и остаться живыми. Чистая ошибка экипажа - несогласованность между ними, потому что происходит - "что ты делаешь?!" "а ты что делаешь?!", - считает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Экипаж слишком поздно заметил ошибку, возникшую из-за несогласованности действий, и "боинг" врезался в землю.

По свидетельствам опытных пилотов, хотя возникшая ситуация с положением стабилизатора и нетипична, тем не менее, её обязательно отрабатывают во время обучения на специальных тренажёрах. Лётчики знают, что предпринять в подобной ситуации, чтобы не допустить катастрофы.

"Это нормальное рабочее дело, никакой сложности в выполнении ухода на второй круг нет, но если этому обучен. Если были хаотичные действия, была несогласованность действий - так в воздухе нельзя. Командир делает одно, второй пилот делает другое, командир тянет штурвал на себя, второй пилот - от себя, кто-то из них стабилизатор перекладывает на пикирование...", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

И командир, и второй пилот "боинга" были опытными специалистами, имеющими по нескольку тысяч часов налёта. Единственное объяснение, которое находят эксперты в попытке объяснить, как можно было "проморгать" катастрофическую ошибку – сниженная концентрация внимания лётчиков по причине сильной усталости. Именно такое предположение, кстати, и озвучивал на условиях анонимности журналистам телеканала Russia Today сразу после катастрофы бывший пилот авиакомпании FlyDubai.

"Еще в бытность сотрудником этой авиакомпании я предупреждал руководство, что усталость пилотов рано или поздно станет причиной авиакатастрофы. Компания FlyDubai при составлении рабочих графиков пилотов и расписаний рейсов не учитывает суточные биоритмы человека и не дает пилотам как следует отдохнуть между рейсами. И в данном случае оба пилота наверняка находились в соответствующем состоянии. Эти пилоты считались "молодыми", поэтому их назначали на неудобные рейсы – долгие и ночные. Скорее всего, пилоты были очень уставшими, вымотанными", - говорил он.

Таким образом, хоть и не исключается предположение о технической неисправности стабилизатора, версия "человеческого фактора", очевидно, становится основной. То, что за последние месяцы произошло сразу две катастрофы с "боингами" 737-й серии именно во время посадки при заходе на второй круг, заставило Росавиацию направить письма в авиакомпании с требованием провести переподготовку пилотов и дополнительные тренировки.

Читайте также: