Специалисты МАК обнародовали предварительные итоги расследования катастрофы «боинга» FlyDubai
Предварительную картину трагедии в аэропорту Ростова восстановил Межгосударственный авиационный комитет, который расследует причины катастрофы "боинга" авиакомпании FlyDubai.
Ответа на вопрос, почему разбился лайнер, пока нет. Судя по выводам специалистов, не исключается предположение о технической неисправности самолёта, но много фактов говорит и о версии "человеческого фактора".
В официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета подчеркивается: анализ предварительный, расследование продолжается, обстоятельства уточняются. Но в то же время, полученные данные позволяют уже сегодня достоверно восстановить картину случившегося в небе над Ростовом. Сухим языком цифр и профессиональных терминов специалисты описывают причины, из-за которых произошла катастрофа.
"На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" стабилизатор самолёта был отклонён на пять градусов на пикирование, вследствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 градусов" - говорится в официальном сообщении на сайте МАК.
Кадры падения лайнера обошли весь мир. Благодаря предварительным итогам расследования, теперь ясно, что произошло с самолётом. Однако не менее важный вопрос – почему - пока остается без ответа.
Из того, что известно на данный момент, складывается следующая картина последней минуты полёта рейса 981: примерно за четыре километра до взлетно-посадочной полосы командир экипажа сообщил диспетчерам, что из-за погодных условий - шквалистый ветер - садиться не будет. Сразу после этих слов самолёт начинает довольно резко, под углом примерно пятнадцать градусов, набирать высоту. Через несколько секунд борт поднимается на высоту в 900 метров. Именно там командир экипажа отключает автопилот и переходит на ручное управление, возможно, как раз для того, чтобы замедлить скорость подъёма. Предположительно, именно командир и включил стабилизатор в режим пикирования. Самолёт резко уходит вниз. Пытаясь сбалансировать положение лайнера, второй пилот в это же время тянет штурвал на себя. Рули высоты оказываются в противоположной от стабилизатора плоскости, но выправить ситуацию не могут.
"Не хватило просто выучки для того, чтобы перевести самолет плавным движением, отработать стабилизатор на кабрирование и остаться живыми. Чистая ошибка экипажа - несогласованность между ними, потому что происходит - "что ты делаешь?!" "а ты что делаешь?!", - считает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
Экипаж слишком поздно заметил ошибку, возникшую из-за несогласованности действий, и "боинг" врезался в землю.
По свидетельствам опытных пилотов, хотя возникшая ситуация с положением стабилизатора и нетипична, тем не менее, её обязательно отрабатывают во время обучения на специальных тренажёрах. Лётчики знают, что предпринять в подобной ситуации, чтобы не допустить катастрофы.
"Это нормальное рабочее дело, никакой сложности в выполнении ухода на второй круг нет, но если этому обучен. Если были хаотичные действия, была несогласованность действий - так в воздухе нельзя. Командир делает одно, второй пилот делает другое, командир тянет штурвал на себя, второй пилот - от себя, кто-то из них стабилизатор перекладывает на пикирование...", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
И командир, и второй пилот "боинга" были опытными специалистами, имеющими по нескольку тысяч часов налёта. Единственное объяснение, которое находят эксперты в попытке объяснить, как можно было "проморгать" катастрофическую ошибку – сниженная концентрация внимания лётчиков по причине сильной усталости. Именно такое предположение, кстати, и озвучивал на условиях анонимности журналистам телеканала Russia Today сразу после катастрофы бывший пилот авиакомпании FlyDubai."Еще в бытность сотрудником этой авиакомпании я предупреждал руководство, что усталость пилотов рано или поздно станет причиной авиакатастрофы. Компания FlyDubai при составлении рабочих графиков пилотов и расписаний рейсов не учитывает суточные биоритмы человека и не дает пилотам как следует отдохнуть между рейсами. И в данном случае оба пилота наверняка находились в соответствующем состоянии. Эти пилоты считались "молодыми", поэтому их назначали на неудобные рейсы – долгие и ночные. Скорее всего, пилоты были очень уставшими, вымотанными", - говорил он.
Таким образом, хоть и не исключается предположение о технической неисправности стабилизатора, версия "человеческого фактора", очевидно, становится основной. То, что за последние месяцы произошло сразу две катастрофы с "боингами" 737-й серии именно во время посадки при заходе на второй круг, заставило Росавиацию направить письма в авиакомпании с требованием провести переподготовку пилотов и дополнительные тренировки.