Мордовский Вавилон
Жители мордовского села Кабаево - удивительный народ. На двух деревенских улицах уживаются представители пяти разных религиозных конфессий, яркие и запоминающиеся персонажи.
История мордовского Вавилона - в репортаже Алексея Громова.
Хором в Кабаево поют только школьники на уроках музыки. Повзрослевшие жители села, празднуют что-либо, всем миром крайне редко. Причиной тому, различные религиозные убеждения односельчан - 600 жителей маленькой деревни давно разделились на православных, баптистов, пятидесятников, молокан и иудеев.
Случилось это еще в 20 годах прошлого века, когда несколько кабаевцев съездили на заработки в многонациональный город Баку. Вернулись домой они - каждый со своей верой, в которую вскоре обратили и близких. Так Кабаево превратилось в маленький Вавилон.
Мария Куманева, староста: "Они же раньше все были православные. И молокане, и баптисты, но по каким-то убеждениям из веры ушли. Ведь церкви раньше в селе не было - надо же было людям куда-то идти
Церковь в Кабаево отстроили около года назад. Ряды православных в селе сразу заметно пополнились. Впрочем, и до этого свои убеждения кабаевцы меняли не единожды.
Надежда Горюнова, учитель Кабаевской школы: "Пятидесятники зовут к себе, молокане к себе, так все и мечутся, и бросают веру. Говорят, что это большой грех, но так многие и делают: сначала они молокане, потом баптисты, потом пятидесятники".
Чемпионом по смене вероисповедания в Кабаево заслуженно считается бывший дояр, а ныне пенсионер Дмитрий Зорькин. Рожденный в православии дед Митя, еще в младые годы перешел в иудаизм и стал называть себя евреем. К пенсии Дмитрий Васильевич стал пятидесятником.
Теперь иудейская вера представлена в Кабаево одним только семейством Моисея Демяшкина называющего себя раввином. Но и тут, о чистоте иудаизма говорить не приходится - жена раввина Анна Даниловна всю жизнь исповедует православие, что не мешает им жить вместе почти 60 лет. Но троих сыновей, несмотря на семейные споры, Моисей Евсеевич, со свойственным ему упорством, обратил в иудаизм.
Сыновья Демяшкиных чистоту веры, тоже не сохранили - все женились на представительницах других религий. И теперь уже их дети путаются в своем вероисповедовании.
И все же главное достоинство кабаевцев — не многообразие вер, а отсутствие конфликтов на религиозной почве. Жители села в один голос утверждают, что стычек между разноверцами у них не было никогда. Здесь, односельчане стараются исповедовать один принцип: "Не делай другому того, чего себе не желаешь". Остальное, личное дело каждого.