25 апреля 2012, 09:05

Российские учёные разработали уникальный детектор взрывчатых веществ

Смягчение правил досмотра в крупных российских аэропортах стало возможным после установки приборов, позволяющих определить состав жидкости, не открывая ёмкость. Также в распоряжение экспертов скоро поступит уникальный детектор взрывчатки, который, по заказу ФСБ, разработали томские учёные. Они создали томографы, способные распознавать вещества по молекулам их паров в воздухе.

Предполагается, что едва заметные отпечатки пальцев оставил террорист. Перед этим по легенде он держал в руках взрывчатку. Лист помещают на стойку посреди лаборатории. Воздух помещения сканирует прибор. Не проходит и минуты - тревожный сигнал.

Лазерный локатор по заказу ФСБ разрабатывали сразу в трех институтах сибирского отделения академии наук. Работы велись в течение 5 лет. Сейчас прибор полностью готов к работе. В его основе телескоп с особо чувствительной оптикой, система сканирования и самое важное - лазерный источник. Ученым удалось изобрести лазер с нестандартной длиной волны, который взаимодействует только с определенным видом молекул. И поэтому может выполнять важнейшую задачу, обозначенную спецслужбами, - выявлять пары взрывчатки в воздухе на расстоянии до 50 метров.

"Его чувствительность сопоставима с чувствительностью собачьего носа, можно так сказать. Но не нужно вести собаку в зону обнаружения, а можно послать туда лазерный импульс", - отмечает заведующий лабораторией лидарных систем института оптики атмосферы им.В.Е.Зуева СО РАН, кандидат физико-математических наук Сергей Бобровников.

Еще одна задача, которая стояла перед учеными, - прибор должен работать незаметно для окружающих. Лазерные импульсы различимы лишь в определенном режиме и на определенной поверхности. За счет особого покрытия корпуса эта техника не восприимчива к колебаниям температуры и влажности. Зато настолько чутко улавливает мельчайшие компоненты взрывчатки, что может среагировать даже на человека, который, например, принял таблетку нитроглицерина.

"По нашему мнению, это лучший в мире прибор дистанционного обнаружения всех известных взрывчатых веществ. Гексоген, октаген, тринитротолуол - спектр широкий. А также суррогатные взрывчатые вещества, самодельные, которые нередко применяют террористы", - говорит заместитель директора института проблем химико-энергетических технологий СО РАН, профессор, доктор физико-математических наук Александр Ворожцов.

Оператор может следить за работой лазерного локатора, находясь в другом помещении. В телескоп вмонтирована специальная камера, которая снимает видео в высоком разрешении, и передает изображение на экран монитора.

Сейчас инженеры разрабатывают уже вторую версию прибора, более мобильную. Предполагается, что локатор будут использовать и в условиях открытой местности – например, на открытых стадионах, аренах, и в закрытых помещениях: в городских аэропортах, на вокзалах, и даже в метро.

Кроме того, томские ученые сейчас работают над еще одним инновационным прибором - радиоволновым и ультразвуковым томографом. Он может даже сквозь стены определять, что человек несет в сумке.

Не раскрывая всех секретов, разработчики коротко поясняют: в основе - законы физики и особые математические алгоритмы работы с сигналом.

"Чтобы предметы, которые скрыты, можно было осмотреть, не подвергая излишнему беспокойству потенциального террориста. Чтобы он не успел привести устройство в действие до того, как его обнаружат и обезвредят", - поясняет академик РАЕН, заведующий кафедрой радиофизики Национального исследовательского томского государственного университета Владимир Якубов.

Сейчас ученые пытаются добиться того, чтобы можно было получать многомерное изображение, то есть видеть предметы в объеме и со всех сторон. Особо подчеркивают: прибор абсолютно безопасен для здоровья: интенсивность его излучения меньше, чем даже у сотового телефона.