В Великобритании обнаружены ранее неизвестные фотографии величайшего драматурга Бернарда Шоу
Бернард Шоу увлекался фотографией. Брал фотоаппарат в поездки, например, уникальное для иностранца путешествие по Советскому Союзу. Он снимал на репетициях в театре и во время прогулок, причем часто.
Эти коробки почти полвека простояли на полке, в библиотеке Лондонской школы экономики. В личном архиве Бернарда Шоу исследователей в первую очередь интересовали письма и дневники. А до фотографий и негативов добрались только сейчас.
Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: "Шоу умер в 1950 году. И читающая, театральная публика запомнила его как выдающегося драматурга. А то, что он всю жизнь фотографировал, об этом как-то позабыли. А ведь он много что снял".
Куда бы он не ездил, любопытный ирландец брал с собой фотоаппарат. В 1931 году Шоу выпал уникальный шанс поснимать на закрытой для обычного иностранца территории - в стране Советов.
Из пропагандистского фильма: "В СССР приехал знаменитый английский писатель Бернард Шоу, известный критик буржуазного общества. Какой покажется ему наша страна?"
"Очень гостеприимной, весёлой и чистой", - писал он в английские газеты. Через 10 лет он узнал, что ему в основном показывали потёмкинские деревни.
Из пропагандистского фильма: "Писатель Шоу приехал в деревню, у которой новое название – колхоз".
В колхозе автора "Пигмалиона" накормили картошечкой, налили водки. Портреты колхозников, их дворы и коров фотографировать не дали. Удалось снять колхозников за работой, и юных пионеров. Их было так много, что в кадр поместились не все.
Но больше всего Шоу любил снимать себя любимого. Он делал это и у себя в загородном доме, и в театре, где он репетировал, и на улицах Лондона. Писатель выбирал хорошее место, ставил камеру на штатив, включал таймер и бежал принимать величественную позу.
Если верить современникам Шоу, он - сплошная самоирония. Чего не скажешь, глядя на эти автопортреты. Сайа Майлс - она отсмотрела тысячи негативов и черно-белых снимков, в основном видит важного джентльмена, позирующего не для камеры, а для вечности.
Сайа Майлс, архивист библиотеки Лондонской школы экономики: "Он умел себя подавать. Посмотрите, на каждой фотографии он сдерживает эмоции, всегда с очень серьёзным лицом, улыбается редко. Он явно хотел, чтобы потомки запомнили его именно таким - серьёзным, монументальным".
А вот фотографии жены - гораздо человечней и теплее. Шарлоту Шоу называл "моей зеленоглазой миллионершей". Он не только любила мужа-социалиста, но и долгое время содержала семью.
Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: "Странная вещь, на известных фотографиях - это очень строгая дама. А тут она такая мечтательная, милая!"
"Если бы Веласкес родился в наши дни, - писал Шоу, - он бы стал фотографом, а не художником!" Кем бы стал Шоу, оказавшись в XXI веке, у студентов лондонской школы экономики, первых увидевших эти фотографии, нет ни малейшего сомнения - блоггером. Его фотографии и едкие комментарии так и просятся в Интернет.