Новый способ борьбы с автомобильными пробками придумали в КНР
Пекин занимает одно из лидирующих мест в мире по числу автомобилей. Сейчас в городе официально зарегистрировано почти 5 миллионов машин. А с 1 января, чтобы купить автомобиль, надо сначала попытать счастья в лотерее.
Мадам Чжэнь живет в Пекине уже год и знает, что на стояние в городских пробках можно потратить целый день. Поэтому при выборе автомобиля ее интересуют экономичность и комфорт. Но сейчас она готова купить любую машину.
Чжэнь Дань: "Не успею до Нового года взять легковушку - потом буду кусать локти. Тогда никто уже не продаст мне авто".
В пекинских салонах - толпы людей и панические настроения. Все обсуждают решение властей бороться с пробками и уже в январе резко, более чем в 2 раза, сократить число выдаваемых автомобильных номеров - с 50 до 20 тысяч в месяц.
Другая волнующая новость: в отличие от прошлых лет, новые знаки надо будет получать не после, а до приобретения машины - в ходе особой, пока еще бесплатной для населения, лотереи.
Ма Цзипин, замдиректора автосалона: "Этот будут ежемесячные розыгрыши. Говорят, что в режиме онлайн. Вот тогда-то личный транспорт и станет для многих пекинцев несбыточной мечтой".
Начиная с 1 января 2011-го года право купить машину будет предоставлено лишь постоянным жителям Пекина и тем, у кого есть разрешение на работу в столице КНР сроком на 5 лет.
И еще одно немаловажное обстоятельство - специальный полицейский сайт, на котором власти обещают проводить необычную лотерею, требует у каждого ее участника массу справок: от уплаты налогов до отсутствия судимости.
За сбором всех бумаг можно пропустить и саму лотерею. Зато Пекин, где насчитывается 5 млн легковых автомобилей, только выиграет.
Ян Фэй, автомобилист: "А я поддерживаю власти. Мне так часто приходится отменять выезд из офиса. Боюсь надолго застрять в городе".
По мнению китайских экспертов, пробки здесь были всегда. Но лишь в последние годы стали поистине грандиозными.
Цзян Шиминь, заместитель директора Института градостроительства: "Полвека назад советские специалисты, чтобы разгрузить наши дороги, предлагали Мао Цзэдуну строить новую столицу. Но тот отказался. Мол, китайским труженикам личный транспорт ни к чему, а значит, и на улицах старого города будет свободно".
Гу Хуацзюнь, полицейский: "Сейчас каждый четвертый взрослый пекинец может позволить себе машину. Поэтому ситуация на дорогах просто катастрофическая. Мы будем бороться до победного конца".
Очередной план властей: каждому, кто купит новый автомобиль, сначала надо оплатить место для стоянки. А машины из других регионов будут въезжать в Пекин только по пропускам. Полиция проверит их наличие вместе с тестом на алкоголь.
Полицейский: "Пока это эксперимент. Но скоро начнем брать штрафы. До тысячи юаней".
В рублях – 4,5 тысячи. Чем же закончится кампания по борьбе с пробками в столице КНР? У ее разработчиков нет ответа. Хотя бы потому, что прежние, хотя и такие жесткие, запреты, с помощью которых власти надеялись решить проблему, так и не дали эффективного результата.