Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 марта 2016, 21:22

Спецслужбы заявляют, что ИГИЛ забросило в Европу целый батальон смертников

И их невозможно в толпе беженцев отличить от тех, кто спасается от войны. Об этом сообщила французский сенатор Натали Гуле - у нее есть информация, что террористы планируют акции устрашения, подобные бельгийской.

Похоже, своего исламисты более, чем добились - ведь не только в Брюсселе люди боятся выходить на улицы, не только в Брюсселе шепчутся о некоей бомбе, которую взорвать не успели - но с места трагедии она пропала. Не только в Брюсселе обсуждают, что террористы хотели устроить кровавую католическую Пасху - но арест Салаха Абдеслама заставил их действовать быстрее.

Это панические слухи, обычные при таких терактах. Но это - во многом и есть цель тех, кто объявляет войну европейской цивилизации. Сейчас спецслужбы говорят, что о готовящихся терактах знали - но просто не успели их предотвратить.

Столица европейской бюрократии и шоколадный центр Европы. Сегодня пресса называет Брюссель городом джихада, а Бельгию Бельгистаном. Здесь самый высокий на душу населения в Европе процент уехавших на джихад в Сирию и Ирак. При этом каждый третий такой домашний террорист уже вернулся домой с боевым опытом.

"Я считаю это очень поучительным. Как нам сообщают, власти знали, что эти люди несут терроризм в Сирии, но посчитали, что раз они вернулись, то и угрозы не представляют. Это, конечно, говорит об огромной наивности", - говорит бывший сотрудник британских спецслужб Чарльз Шубридж (Великобритания).

Наивности, или некомпетентности? В июле 2015 Брахим Бакрауи был экстрадирован в Бельгию из Турции. Турки его подозревали в связях с террористами. Бельгийцы не поверили. Братья Бакрауи и Наджим Лахрауи, трое исполнителей терактов в Брюсселе, находились в американских списках потенциально опасных лиц. Бельгийские спецслужбы от сотрудничества с коллегами из-за океана отказались, сославшись на занятость. Всю эту череду провалов правоохранителей, как вишенка на торте, венчает информация о том, что адрес квартиры, в которой прятался Салах Абдеслам, полиция знала за три месяца до его ареста. Один из полицейских городка Мехелен, его, якобы, внес в конфиденциальный отчет, который почему-то не передал дальше. И вот это разгильдяйство происходит тогда, когда опасность терактов в Европе высока как никогда.

"Как минимум пять тысяч европейских граждан прошли подготовку в лагерях ИГИЛ в Сирии и Ираке. Некоторые из них вернулись назад. Очень трудно за всеми уследить и определить, кто действительно стал экстремистом", - говорит директор Европола Роб Уейнрайт.

А что, разве в лагерях террористов готовят кого-то кроме экстремистов? Впрочем, отследить всех возвращенцев спецслужбы европейских стран физически не могут. Сил нет. Годами на безопасности лишь экономили. В итоге к террористической угрозе Старый свет оказался не готов.

"У Европы нет единой полиции, нет единой армии, нет единого правительства, и она абсолютно беззащитна. У Европы нет границ и нет ни малейшего понимания того, как она будет действовать против внутренней угрозы. Европа откупалась, Европа уговаривала исламистов не на ее территории совершать теракты и они укоренились там, а затем, естественно, начали Европу завоевывать", - отмечает президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.

Лишь после терактов в Париже, которые осенью прошлого года унесли жизни 129 человек, жители хрупкой Европы, похоже, задумались, а каким вообще образом ИГИЛ оказался у них по соседству.

"В течение последних 10 лет ничего не делалось. Совсем ничего. Мы ничего не делали ни внутри страны, ни снаружи. Не сделано ничего, чтобы помешать распространению информации через интернет и в течение 12 лет люди смотрели видеоролики джихадистов. Этим начали заниматься только сейчас, принимать какие-то неотложные меры", - говорит судья-следователь высокого трибунала Франции с 2006г. по сентябрь 2015г. Марк Триведик.

То есть угрозу просто проглядели. В мигрантские пригороды европейских столиц, а они кипят джихадистскими идеями, опасалась заходить полиция, чтобы не провоцировать местных жителей. Потому что там живут по своим законам.

В Германии до недавнего времени радикальные исламисты себя чувствовали настолько комфортно, что даже говорили о создании своей полиции шариата.

"Еще недавно европейские политики говорили о том, что политика мультикультурализма представит из себя своеобразный плавильный котел, в котором и местные жители, коренные европейцы будут жить, и новоприбывшие из стран Ближнего Востока, и Африки, и все они будут жить счастливо и хорошо. Но эта политика провалилась в Европе и европейские политики прошляпили вместе с наплывом мигрантов угрозу терроризма", - говорит востоковед, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.

Что это опять: наивность или некомпетентность? Осознавали ли европейские политики, что к взрывному росту терроризма через годы приведут военные интервенции, к которым их подбивал главный союзник - США?

Радикальные исламисты в Европе - не пришельцы с Марса. Их здесь, в Европе и вырастили. Точно так же, как западные страны вырастили террористического монстра ИГИЛ в Ираке и Сирии.

"Убивают джихадисты, радикальные исламисты, но источник всего этого - западная внешняя политика и политика в области безопасности. Это связано с тем, что мы на эти страны напали, чтобы перестроить их по западному образцу. Но в итоге там оставили хаос. Вакуум безопасности, вакуум власти... Туда устремились джихадисты и попытались захватить власть и сейчас они пришли в Европу", - говорит референт по вопросам безопасности фракции Левые в Бундестаге Александр Ной.

"У Европы большие проблемы с осознанием способности радикально настроенных исламистов наносить удары в самое сердце Европы", - говорит преподаватель Американского военно-морского колледжа США Майкл Влахос.

Получилось так: демократию в Африку и на Ближний Восток экспортировали все вместе. А когда рвануло в Брюсселе Вашингтон не просто критикует работу его спецслужб. Пресса приводит откровенно оскорбительные высказывания.

Например статья в "Дэйлибист": "Американские официальные лица клеймят цитата "дерьмовые" бельгийские службы безопасности".

Все выглядит, как команда фас. "Нью-Йорк Таймс" называет Бельгию "самым богатым несостоявшимся государством". По сути ставит союзника США по коалиции против ИГИЛ в один ряд с Сомали и Южным Суданом. А ведь Бельгия, несмотря на общественные протесты, до сих хранит у себя на территории американское ядерное оружие.

Впрочем, одновременно, в американских медиа разворачивается и дискуссия о том, кто в итоге проиграл: Европа или США.

"Буйство ИГИЛ - скорее, американский провал, чем европейский. Соединенные Штаты сформировали глобальную коалицию, чтобы "разрушить и в конечном счете уничтожить" Исламское государство в сентябре 2014 г. Эта стратегия не сработала, влияние ИГИЛ сократилось в Ираке и Сирии, но расширяется в других местах. Неспособность США во главе коалиции сдержать джихадистов привела к тому, что хрупкая Европа подвергается воздействию терроризма и социальных потрясений", - пишет "Вашингтон Пост".

Но чувство самосохранения у жителей этой хрупкой Европы, похоже, спит очень крепко. Чем еще можно объяснить случай, который произошел в британском аэропорту Станстед меньше, чем за месяц до терактов в Брюсселе.

"Моя девушка брюнетка небольшого роста, а я высокий со светлыми волосами. Я подошел к зоне проверки, к паспортному контролю с моим посадочным талоном и паспортом. Леди посмотрела паспорт вместе с посадочным талоном. И дальше пустила меня на борт", - рассказывает Джош Рид.

Случай Рида, приземлившегося в Дюссельдорфе показывает главную уязвимость в системе европейской безопасности. Плохо работает один — под ударом оказываются все. При этом в Шенгенской зоне, а Британия в нее не входит, при перелетах вообще не обязательно показывать паспорт.

"Европейцы не понимают, что отсутствие границ между европейскими странами фактически позволяет террористам неконтролируемые передвижения. К примеру, последняя волна мигрантов из Сирии через территорию Турции, которая распределилась по всей Европе. С этими людьми пришли также ИГИЛ и "Аль Каида". Свободно", - говорит бывший глава отдела безопасности аэропорта Бен-Гурион Пини Шиф.

И это уже не слухи, которые распространяют ультраправые, а реальные факты. Так, Наджим Лахрауи, один из тех, кто подорвал бомбу в аэропорту Брюсселя, притворился беженцем из Сирии. Двое террористов, которые подорвали себя в Париже у стадиона "Стад де Франс" прошлой осенью, зарегистрировались как беженцы в Греции. Опубликованы даже анкеты с отпечатками пальцев. Известно, что Салах Абдеслам приезжал на автомобиле в Германию и забрал еще трех, якобы, сирийских беженцев из приюта в Ульме. Далее следы их теряются.

Еще в октябре 2014 года, то есть задолго до острой фазы миграционного кризиса, немецкие спецслужбы заявляли о планах джихадистов группами по четыре человека проникать в Европу с фальшивыми сирийскими паспортами. И в сентябре немецкая таможня перехватила пакеты с такими паспортами. Подобные посылки перехватывали и в других европейских странах. А сколько не перехватили? Впрочем, как тут не вспомнить, что весь прошлый год Евросоюз принимал мигрантов сотнями тысяч практически бесконтрольно, то есть даже вовсе без паспортов, так и не решив проблем элементарной координации между правоохранительными органами стран ЕС.

"Главная проблема заключается в том, что страны-члены Евросоюза не обмениваются между собой данными. В Германии у нас 16 земель и вся информация оттуда стекается в центр. В Европе такого центра пока нет. И в то же время нет действенной защиты границ. Мы должны знать, кто к нам приезжает и кто от нас уезжает", - говорит глава профсоюза немецкой полиции Райнер Вендт.

Сейчас, после того, как европейцы пропустили очередной удар, улицы городов, вокзалы и аэропорты патрулирует полиция, где-то даже военные, как, например, здесь в парижском аэропорту Руасси Шарль де Голль. Люди в камуфляже медленно ходят по холлу. Вот только не ясно, как такое хождение без обязательной проверки людей на входе может помешать террористам проиграть и здесь брюссельский сценарий. Впрочем, даже такая защита, скорее всего, ненадолго.

"Военные и полицейские будут неделю ходить наблюдать, а потом исчезнут в своих казармах, потому что просто устанут, их не хватает. А потом снова все важные объекты будут без охраны. Охрану в Западной Европе, к примеру, будут продолжать люди из "гражданских инициатив", которые будут сообщать о каких-то видимых проблемах. Но исламские террористы атакуют с территорий закрытых общин, откуда не просочится информация. Поэтому их очень сложно остановить", - говорит военный аналитик Мартин Коллер (Прага, Чехия).

Европейские официальные лица сейчас делают осторожные заявления. Мол, стопроцентной гарантии безопасности в принципе не существует.

Где и когда может рвануть снова, никто не знает. Как никто и не знает реального числа террористов в Европе. Информационное Агентство "Associated Press" со ссылкой на свои источники в европейских разведслужбах приводит такие цифры. От 400 до 600 боевиков прошли подготовку для террористических атак в Европе. Они умеют вести слежку, уходить от нее. Имеют опыт обращения со взрывными устройствами.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей