Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
24 марта 2011, 21:00

Аварийный самолет Ту-154, который чудом удалось посадить в тайге, снова подняли в воздух

Самый известный из пассажирских самолётов Ту-154 - сегодня вновь в заголовках новостей. Лайнер, аварийная посадка которого в тайге в сентябре прошлого года вошла во все учебники, снова поднялся в воздух. Даже дважды - первый участок пути, всего 160 километров, самолёт проделал от аэродрома Ижма в республике Коми до Ухты. И оттуда - ещё 1170 километров до Самары, где машине предстоит капитальный ремонт. За этим перелётом наблюдали не только десятки журналистов, но и непосредственные участники истории, о которой прошлой осенью говорила вся страна.

Перед летчиками-испытателями, ведущими Ту-154 в первый после аварийной посадки полет, стоит задача - продемонстрировать высший класс, ни больше, ни меньше. Чтобы поднять в воздух такой лайнер, нужно 2300 метров взлетной полосы на разгон, а полоса в Ижме - на километр короче.

Чтобы подняться в небо, Ту-154 хватило и 800 метров. При взлете в таких условиях на счету каждый килограмм. В баках самолета всего 11 тонн топлива, его едва хватит для перелета до соседней Ухты - порядка 200 километров, а для самолета - всего 20 минут в воздухе. На борту только экипаж из 4 человек, минимум высоты - 3600 метров, и на всякий случай - неубранные шасси.

Перед взлетом необходимо было заблаговременно очистить полосу от снега, сугробы были до пояса. За дело взялись с энтузиазмом - в местном магазине хозтоваров снежные лопаты моментально стали дефицитом.

За сам лайнер принялись за пару часов до взлета. Техник метлой чистил от снега крылья. Инженер, стоя на стабилизаторе, из лейки поливал его противообледенительной жидкостью. В заброшенном Ижемском аэропорту иначе самолет к полету не подготовить. Проводить Ту-154 пришли многие жители поселка - для них эта крылатая машина стала почти родной.

Ремонт Ту-154, больше похожий на капитальный, провели здесь же в Ижме, прямо в лесу. Самолету обновили часть обшивки фюзеляжа и крыльев, при посадке они буквально косили деревья и кустарник - и пострадали больше всего. Заменили шасси - летчики их просто сожгли при торможении. И поставили два новых боковых двигателя - старые так же пришли в негодность, в них забились ветки и другой мусор.

Посадка Ту-154 в сентябре прошлого года была жесткой. Когда на высоте более 10 километров у пилотов вышли из строя системы навигации и электроснабжения, а топлива осталось на 26 минут полета, выбирать было не из чего. В последний момент пилоты разглядели заброшенный аэродром. На бешеной скорости самолет выкатился за пределы полосы, но 72 пассажира и весь экипаж остались в живых.

Евгений Новоселов - командир экипажа, сажавшего этот самолет полгода назад. За ту посадку он и его напарник Андрей Ломанов получили звание Героя Российской Федерации. Остальные члены экипажа удостоились орденов Мужества. Евгений по-прежнему летает на Ту-154-х - сегодня рейс Москва-Минводы-Краснодар. За взлетом когда-то своего лайнера он следил по телевизору.

Своим спасением пассажиры Ту-154 обязаны не только экипажу, но и начальнику взлетно-посадочной площадки "Ижма" Сергею Сотникову - он поддерживал полосу в рабочем состоянии, даже несмотря на то, что ее 14 лет как забросили. Убирал мусор, вырубал подлесок, прораставший прямо между бетонными плитами взлетной полосы.

20 минут полета от Ижмы до Ухты, заход на посадку - и лайнер на поле. Первый полет отремонтированного после жесткого приземления в тайге Ту-154 прошел в штатном режиме. Летчики говорят: самое сложное было взлететь. В Ухте - техосмотр и дозаправка: до Самары - конечного пункта перелета - почти 1,5 тысячи километров, нужно 20 тонн горючего. И уже через 3,5 часа - новый взлет.

Около половины шестого вечера Ту-154 уже был в Самаре. Садился он на взлетно-посадочную полосу авиаремонтного завода, причем летчики сажали машину фактически при нелетной погоде - в сильный снегопад. В Самаре лайнеру предстоит более тщательная диагностика и капремонт.

Возможно, это не последний полет, и знаменитая "тушка" еще вернется в небо. Во всяком случае, решение об окончании летной карьеры лайнера еще не принято. К тому же, жители Ижмы попросили дать ставшему легендарным самолету имя своего, теперь знаменитого на всю Россию поселка.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей