Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 сентября 2013, 21:20

В школьных классах решают межнациональные задачки и отвечают на межэтнические вопросы

Большая перемена - Россия стала страной мигрантов, это данные отчета ООН, опубликованного на этой неделе. По количеству переселившихся иностранцев страна заняла второе место в мире - 11 миллионов, больше только в Америке.

Судя по опросам, каждый второй россиянин уверен, что миграционные законы страны слишком мягкие и не учитывают новых реалий. Острее всего переселение народов ощутили крупные города.

Оказалось, что у государства, еще недавно гордившегося своей многонациональностью и слагавшего песни про 15 республик - 15 сестер, нет рецептов, как жить вместе в новом мире даже с теми, кого судьба привела в среднюю полосу из соседних, российских же, республик.

Возле стен школы родители не стесняются в выражениях. Толпы первоклашек неславянской внешности пугают. Приток детей разных национальностей начался 7 лет назад, а сегодня во многих школах коренные - уже в меньшинстве. Предлагают с виду простые, радикальные методы. Хотя понятно, что если отделить детей в школе, значит придется строить барьеры и на улице.

Сына Тамары Баранюк в школе хотели избить дети из Средней Азии. Над дочерью Алексея Болина наоборот издевались русские школьники. Ее фотографировали для социальных сетей, на коленях, только потому, что она принадлежит к энкам - коренному народу Севера.

"Один из них начал выкрикивать фашистские лозунги, вскидывать руку, как это принято у нацистов. Вывели ее за территорию школы, за забор возле помойки, повалили на снег, стали душить", - рассказывает отец пострадавшей Алексей Болин.

Разборки на национальной почве в классах - теперь не редкость. Вместе с редактором нашей программы, Евгением Маруськиным, мы обзвонили несколько десятков московских школ, чтобы поговорить на эту тему. "А у нас нет межнациональных конфликтов в школе. Мы все живем дружно", - отвечали в школах.

"Школа так устроена, что она старается не выносить сор из избы, это естественно. Но национальные вопросы возникают в любой школе. И если в классе, например, как у меня, 26% приезжих детей, то возникают конфликты", - говорит Светлана Шамаева.

Учитель русского языка Светлана Шамаева попыталась сама решить национальный конфликт в классе, как умела. Одна из учениц записала монолог учителя на диктофон.

"Вы собираетесь стаями. Показываете, демонстрируя всем, что вы - сила. А не боитесь, что мы соберемся и тоже покажем, что мы - сила. Почему решили, что здесь можно вести себя так, как вы бы у себя в "махарях", в аулах, там, еще где-нибудь не повели бы. Это земля, которая отвоевана моими родственниками. И тысячи таких же простых русских солдат. Я имею право диктовать здесь свои условия", - заявила учительница.

Правнучка азербайджанца Паши Кадымова, награжденного за Сталинградскую битву, сегодня учится в московской школе. Ее, как и некоторых других учеников, оскорбил такой "урок дружбы". Светлану Шамаеву сначала уволили из школы, но потом по суду восстановили на рабочем месте, и многие ученики пришли ее поздравить.

"В "Вестнике образования" я прочитала такую фразу: "Нужно обладать навыками преподавания русского языка как иностранного". Ломать учителя и подстраивать его под мигранта - это невозможно!" - считает учитель русского языка и литературы Светлана Шамаева.

История Светланы Шамаевой для сообщества педагогов стала поводом задуматься, насколько готовы сегодня учителя к новой ситуации в стране и могут ли работать с детьми разных национальностей.

"Каждый учитель должен иметь навыки, квалификации для разрешения этих конфликтов. Сейчас их никто не готовит. Ни в рамках высшего образования, ни в рамках конкретных курсов", - отмечает директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.

В университете имени Шолохова, который готовит педагогов для всей страны, идет тренинг на тему межэтнических конфликтов. Студентов учат решать психологические задачки. Но одно дело - родная аудитория. Совсем другое - класс с агрессивными старшеклассниками. Педагогу Сергею Тетерскому мы показываем один из роликов, когда кавказский подросток достает на уроке пистолет.

"Очень непрофессионально - учитель не видит, что происходит на заднем ряду. Если она сейчас вызовет милицию или обратится к директору - значит она распишется в собственной слабости. Здесь речь о кавказцах, которые очень уважительно относятся к тому, кто старше родом. Я бы поговорил с диаспорами, которые могут помочь", - комментирует ситуацию заведующий психолого-педагогической кафедрой МГГУ имени Шолохова Сергей Тетерский.

Как выйти из такой ситуации, даже завкафедрой педагогической психологии не может сходу ответить. Такие тренинги - это пока не учебная программа, а скорее эксперимент, по результатам которого университет откроет курсы для школьных учителей в Москве и регионах.

Школы № 50 в Екатеринбурге - одна из редких школ в России, где не боятся открыто говорить на больную тему. Директор признается, что еще пару лет назад родители опасались отдавать сюда русских детей. Учителя это восприняли как профессиональный вызов. Школьную программу применяют к каждому ученику по-своему. Здесь решили не создавать отдельных коррекционных классов для приезжих, как часто делают в других школах.

"Тогда они лучше адаптируются, лучше осваивают разговорный язык, принимают нашу культуру. У нас в классе 4 отличника, причем одна девочка-отличница из Дагестана к нам приехала", - рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Ильина.

В таких интернациональных классах русские школьники тоже учатся уважать чужую культуру и вообще жить в многонациональной стране. К старшим классам - эти дети могут сравняться в знаниях. Учителя же расстраиваются, когда родители возвращают девочек на родину в Среднюю Азию после восьмого класса, потому что по традиции пора выдавать замуж.

Читайте также: