Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 мая 2015, 09:27

Московский метрополитен начал праздновать свой юбилей с парада поездов

Работа столичной подземки этим утром началась с парада поездов. Метрополитен сегодня отмечает юбилей - 80 лет. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет - от ретро до самых современных. На платформе их встречал оркестр.

Сегодня и завтра поезда ещё будут курсировать - прокатиться на них смогут все желающие. Кроме того, в течение этого дня на станции "Партизанская" откроется выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут ознакомиться с историей метрополитена.

Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать, это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.

Сделать поезда городским транспортом мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931 году, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы практически вручную пробивали грунт, и спустя четыре года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

"Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе - вагоны метрополитена... Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все", - рассказывает директор "Народного музея Московского метрополитена" Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику "Новокузнецкой" в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.

"Это был очень тяжелый период, самый тяжелый период в блокадном Ленинграде. Мороз стоял нечеловеческий, за 30 градусов бывало, а потому уже голод был, и он умер от истощения", - рассказывает внук художника Владимир Фролов.

Отголоски войны остались на станциях и сейчас: система герметичных затворов – рабочая, и у всех на виду. А еще есть и потайные комнаты, тоже предназначенные для пассажиров, укрывающихся под землей в чрезвычайной ситуации.

Базовая защита - практически на всех станциях, даже тех, что сверкают хромом, стеклом и новыми технологиями. Метро всегда шло в ногу с городом, поэтому никого не удивляют лифты, новые турникеты, система безопасности, бесплатный вай-фай и современная навигация на станциях. В честь праздника пустили новый именной состав — "История метро длиною в поезд", восемь вагонов по десять лет.  Это летопись подземного города в картинках.

Первыми увидеть будущее метрополитена и вспомнить прошлое пригласили ветеранов "подземки". Главный сюрприз ждал внутри: первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный, энергосберегающий и умный: двери не зажимают пассажиров, а вентиляция обеззараживает воздух. Обычные пассажиры уже оценили эти удобства.

"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то - можешь сесть в последний вагон и перейти в первый. Интерьер очень нравится. Как о многих станциях написано", - говорит один из пассажиров нового поезда, Кирилл Кулаев.

Потомственный машинист Сергей Гончаров, как и его отец, как и первые водители метро, перед выездом на линию лично перепроверяет весь состав. Он с трудом верит в поезда без человеческого управления, ведь основная работа - не только возить пассажиров, но и решать внештатные ситуации. А все сценарии компьютеру не пропишешь.

"Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда", - говорит он.

Москва давно расписалась в любви к метро: ежедневно через него проходит девять миллионов человек, целая Венгрия или Швеция, и это первое место в мире по объему перевозок. До конца года откроется восемь новых станций, еще семьдесят - в генплане. Первая короткая линия превратилась в крупнейшую сеть, которая планирует отпраздновать свой следующий юбилей созданием второй кольцевой линии, чтобы минуты, которые москвичи проводят под землей, сложились в годы приятных воспоминаний.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей