Московский метрополитен начал праздновать свой юбилей с парада поездов
Работа столичной подземки этим утром началась с парада поездов. Метрополитен сегодня отмечает юбилей - 80 лет. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет - от ретро до самых современных. На платформе их встречал оркестр.
Сегодня и завтра поезда ещё будут курсировать - прокатиться на них смогут все желающие. Кроме того, в течение этого дня на станции "Партизанская" откроется выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут ознакомиться с историей метрополитена.
Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать, это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.
Сделать поезда городским транспортом мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931 году, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы практически вручную пробивали грунт, и спустя четыре года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.
"Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе - вагоны метрополитена... Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все", - рассказывает директор "Народного музея Московского метрополитена" Константин Черкасов.
К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику "Новокузнецкой" в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.
"Это был очень тяжелый период, самый тяжелый период в блокадном Ленинграде. Мороз стоял нечеловеческий, за 30 градусов бывало, а потому уже голод был, и он умер от истощения", - рассказывает внук художника Владимир Фролов.
Отголоски войны остались на станциях и сейчас: система герметичных затворов – рабочая, и у всех на виду. А еще есть и потайные комнаты, тоже предназначенные для пассажиров, укрывающихся под землей в чрезвычайной ситуации.
Базовая защита - практически на всех станциях, даже тех, что сверкают хромом, стеклом и новыми технологиями. Метро всегда шло в ногу с городом, поэтому никого не удивляют лифты, новые турникеты, система безопасности, бесплатный вай-фай и современная навигация на станциях. В честь праздника пустили новый именной состав — "История метро длиною в поезд", восемь вагонов по десять лет. Это летопись подземного города в картинках.
Первыми увидеть будущее метрополитена и вспомнить прошлое пригласили ветеранов "подземки". Главный сюрприз ждал внутри: первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный, энергосберегающий и умный: двери не зажимают пассажиров, а вентиляция обеззараживает воздух. Обычные пассажиры уже оценили эти удобства.
"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то - можешь сесть в последний вагон и перейти в первый. Интерьер очень нравится. Как о многих станциях написано", - говорит один из пассажиров нового поезда, Кирилл Кулаев.
Потомственный машинист Сергей Гончаров, как и его отец, как и первые водители метро, перед выездом на линию лично перепроверяет весь состав. Он с трудом верит в поезда без человеческого управления, ведь основная работа - не только возить пассажиров, но и решать внештатные ситуации. А все сценарии компьютеру не пропишешь.
"Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда", - говорит он.
Москва давно расписалась в любви к метро: ежедневно через него проходит девять миллионов человек, целая Венгрия или Швеция, и это первое место в мире по объему перевозок. До конца года откроется восемь новых станций, еще семьдесят - в генплане. Первая короткая линия превратилась в крупнейшую сеть, которая планирует отпраздновать свой следующий юбилей созданием второй кольцевой линии, чтобы минуты, которые москвичи проводят под землей, сложились в годы приятных воспоминаний.