В Москве представили новую постановку шекспировского «Макбета»
Авангардный подход, современные костюмы, спецэффекты - в МХТ имени Чехова впервые поставили знаменитую пьесу Шекспира «Макбет». О том, как жажда власти толкает к преступлениям, попытался рассказать один из лидеров польской режиссуры Ян Клята - критики не случайно называют его «театральным революционером».
Обостренные до крайности эмоции — как зеркало души человека, совершившего преступление. Шекспировская трагедия «Макбет», в основе которой - история настоящего шотландского короля, это драма о человеческих пороках и расплате за них. Одурманенный жаждой власти, поверив предсказаниям ведуний, средневековый полководец убивает благоволившего ему короля, а затем и своего друга Банко. Не думая. Болезненные амбиции доведут до помутнения рассудка.
«Для меня это спектакль о том, как мой герой проходит через жесткие жернова, как его перемалывает жизнь, и какой он в конце, к чему он приходит», - говорит Алексей Кравченко, заслуженный артист РФ.
Центральный образ польский режиссер, известный своим нестандартным подходом «возмутитель спокойствия» и «театральный революционер» Ян Клята, доверил Алексею Кравченко. Именно он два часа без антракта держит зрителя в напряжении, препарирует чувства прямо на сцене и в буквальном смысле слова показывает, как меняется взгляд и ценности главного героя.
По замыслу режиссера, от шекспировских страстей ничего не должно отвлекать. На сцене — минимум декораций, есть лишь полупрозрачный пластиковый занавес. Все внимание - истории человеческих взаимоотношений, которая и спустя несколько столетий остается актуальной.
Пьесу «Макбет» называют зеркальным отражением шекспировского «Гамлета». Здесь так же много мистики. Разница лишь в том, что победу на этот раз одерживают темные силы. Пьеса снискала дурную славу сразу после первой постановки, когда за кулисами скончался актер, сыгравший супругу главного героя. Да и дальнейшем театры, отважившиеся ставить эту трагедию, преследовали неудачи.
«Макбет» на сцене МХТ имени Чехова — впервые. Как и в первой постановке Шекспира, здесь роль женщины, подтолкнувшей мужа к убийствам, играет мужчина. Польский режиссер Ян Клята словно подчеркивает - в мистические события вокруг пьесы не верит. Зато в самом произведении, написанном на волне террористической угрозы после Порохового заговора, угрожавшего английской монархии, польский режиссер увидел параллели с событиями в современной Европе.
«Для меня эта пьеса - одна из лучших, из важнейших произведений искусства мирового. И очень важный вопрос, который она ставит — все ли в мире происходит по воле рока? Можно ли изменить свою судьбу личности? Обществу?» - говорит режиссер.
Может ли одновременно человек быть героем и предателем? Борьба света и тени на сцене словно дополняет этот клубок образов настоящей жизни и того, что происходит у человека в голове. До самого конца Макбет остается неоднозначным, рождая больше вопросов, чем ответов. И даже опустившийся занавес отнюдь не ставит в этой истории точку.
«Для меня все-таки важно, чтобы мой герой именно был героем. Я всегда оправдываю своего героя, кого бы я ни играл. Для меня Макбет — подарок, и я его стараюсь сыграть совершенно по-другому. Не как это трактуется, смотрится на первый взгляд, когда читаешь произведение. Это для меня главное», - говорит исполнитель главной роли Алексей Кравченко.