В индийском городе Бангалор открылась авиационно-космическая выставка
Более 400 образцов российской военной техники представлено в Индии на Международной авиационно-космической выставке. Оборонный рынок этой страны исчисляется миллиардами долларов. Дели намерен модернизировать большую часть своей армии. Наши производители — среди приоритетных партнеров.
Один из крупнейших авиасалонов Азии открывается, конечно, не один к одному, как МАКС в подмосковном Жуковском, но тоже российскими боевыми машинами. Вертолеты здесь Ми, а самолеты — Су. 70 процентов ВВС Индии — это либо советская, либо уже российская техника.
В 11-м авиашоу в Бангалоре участвуют шесть с половиной сотен компаний из 33-х стран. ВВС США прислали на выставку самолет-разведчик P-8A Poseidon. Для Индии — редкая птица, а россиянам знакома хорошо — частенько пролетает над Черным морем, нарезает круги у границ.
«Мы здесь лишь для того, чтобы присоединиться к Aero India, одному из крупнейших авиашоу в мире, других посмотреть и себя показать», — сказал майор ВВС США Асим Кхан.
Но вообще-то на эту выставку едва ли кто-то прибыл полюбоваться боевой авиацией — в Бангалор слетелись зарабатывать за счет принимающей стороны. Индия собирается потратить на модернизацию своих Вооруженных сил 250 миллиардов долларов. Но помимо условий, поставленных в Минобороны, есть еще одно немаловажное от правительства — производить вооружение в Индии.
«Наиболее технологичный проект нашей российско-индийской повестки — это совместная разработка самолета пятого поколения. Мы уже закончили этап эскиза. Сейчас обсуждаем переход к рабочему проекту. Столько, сколько мы совместно с индийской стороно сделаем по этому проекту, уверен, никакая другая страна предложить индийцам не может», — сказал президент ОАК Юрий Слюсарь.
В Индии, конечно, пытаются строить и свои собственные боевые самолеты. Tajes — звучит красиво, но вот летает еще не очень. У корабельной версии Tajes, по слухам, не получается взлететь с авианосца с боекомплектом. В итоге флагман индийского флота, «Викрамадаитью», купленный в России, укомплектовали российскими МиГами.
Участники авиашоу мечтают повторить в Индии успех российских поставщиков, но те же французские самолеты Rafale значительно уступают по стоимости — дорогие. Шведы, наоборот, хвалятся ценой, но их сборочные цехи по сей день в Скандинавии.
В США, разумеется, тоже не теряют надежду откусить от бюджета индийского Минобороны. Американцы вообще грозились перестать собирать на родине F-16. За эксклюзивный контракт на переоснащение ВВС Индии обещали полностью перенести производство своего классического истребителя куда-нибудь под Бангалор, например.
Но, похоже, передумали — завод как был за океаном, так и остался. Никто пока не наладил с индийцами совместное производство. Кроме России. Су-30МКИ уже который год собирают в Индии. Самолет стал штатным истребителем ВВС Индии — уже на вооружении 270 штук. А теперь на авиасалоне заключили еще и контракт по техобслуживанию авиапарка на полмиллиарда долларов.
Еще один совместный российско-индийский проект — сверхзвуковая противокорабельная ракета «БраМос», названа в честь рек Брахмапутры и Москвы.
Если и дальше считать военные контракты за рамками авиации, то на сегодня Индия подписала с Россией договоров уже на четыре миллиарда долларов. Может, потому российские пилотажные группы в этом году и не прилетели на авиасалон в Бангалор — доказывать здесь уже ничего не нужно, и так доверяют.