В Алеппо собиратель ретро-автомобилей восстанавливает свою коллекцию, пострадавшую от обстрелов боевиков
В сирийском Алеппо, в конце прошлого года освобожденном от террористов, еще многое напоминает об ужасах войны. Но люди постепенно возвращаются к мирной жизни и вспоминают о прежних увлечениях. Раньше в городе были сотни ретро-автомобилей. Теперь их владельцы пытаются восстановить редкие машины, пострадавшие при обстрелах, и мечтают организовать в Алеппо музей авто-старины.
«1947 года. Машина моего отца. Плимут. Мотор, кстати, оригинальный. Это первая машина моего отца. С нее началась моя любовь к автомобилям. Я готов был все отдать, чтобы прокатиться на ней», - говорит Мухаммад Анис.
Его голос дрожит. Каждый автомобиль — история. Личная. Воспоминания, превратившиеся в груду металла.
«Эта машина — ценный экземпляр. «Кадиллак» 1947 года. Была в автопарке правительства. На ней ездил президент Сирии Шукри Аль-Куатли. Она часто мелькала на торжественных парадах. И еще целый список, как сейчас бы сказали, вип-персон, которые на ней ездили. Но, к сожалению, не смог ее уберечь», - говорит коллекционер.
Это были обстрелы боевиков. Мухаммад Анис спасал семью, жену и детей вывез в безопасное место. Укрыть самую большую коллекцию ретро-машин в Алеппо стоимостью несколько сотен тысяч долларов просто не успел.
«Фольксваген» 40-х годов. «Бьюик», кстати, с оригинальным мотором. «Кадиллак» 1957 года выпуска. Каждая из этих машин — со своей судьбой. Жемчужина коллекции - американский «Гудзон». Последний автомобиль этой марки сошел с конвейера в 1957 году. Он — единственный в Сирии. Несколько лет коллекционер гонялся за ним. Внутри — все оригинальное.
«А эта модель — «Фаэтон» 1957 года американского концерна Mercury. В греческой мифологии, кстати, Фаэтон — это сын бога солнца. Вот видите — на решетке радиатора, будто солнечные лучи. Очень красиво», - рассказывает Мухаммад Анис.
Изрешеченные осколками, придавленные кусками бетонных плит, заржавевшие. Во дворе дома Мухаммада — не пройти. Всюду автозапчасти.
В руках — буклет 2002 года, выставка ретро-автомобилей в Алеппо. Мухаммад — ее организатор. Мечтал, чтобы в ней участвовал весь мир. В городе все знают известного хирурга-автолюбителя, он легко переходит с английского на французский, знает пять языков. Но главным достижением и сегодня считает свою коллекцию.
«Мое сердце плачет. Эти машины — как мои дети. Люди приходят, предлагают их купить, а я говорю, что они принадлежат не мне, а моим детям. Пока жив — буду делать все, чтобы отреставрировать их», - говорит коллекционер.
Из-за санкций на дорогах Сирии сегодня не встретить новинок мировых автомобильных гигантов. То и дело попадаются «машины времени».
«Я сам занимаюсь ремонтом машин. Эта ласточка - 1960 года. Принадлежала отцу. Знаете, жена порой обижается, что о машине я забочусь больше, чем о ней», - говорит житель Алеппо Хайрабит Нарсесьян.
«Олдсмобиль» - гордость Хайрабита. Долгих пять лет он ждал, когда снова сможет ездить по улицам родного города.
«Я боялся, что в мою машину попадет снаряд, потому что стреляли повсюду. Постоянно перевозил. Прятал. Искал, где бетон покрепче. Как видите, уцелела», - рассказывает он.
Недавно Хайрабиту предложили продать авто за 30 тысяч долларов. Отказался. О продаже задумается, когда за каждый прожитый автомобилем год предложат по тысяче долларов. В этом году машине исполнилось 57 лет.
Грузовики и микроавтобусы, пикапы и внедорожники. В потоке машин глаз нет-нет и цепляется за отечественный автопром – «Лада», УАЗ, ИЖ.
Анас Саджан — единственный таксист в Алеппо на русской машине. Десять лет за баранкой «Лады» девятой модели. От выгодных предложений тут же отказывается – машина не продается.
Не продаются и автомобили Мухаммада Аниса. Коллекционер признается, реставрировать их — словно начать новую жизнь.
«Кто знает, может быть, однажды я снова проведу выставку ретро-автомобилей. Посмотрим», - говорит он.