Знаменитый тенор Зураб Соткилава скончался после тяжелой болезни в возрасте 80 лет
Тенор, которого знал весь мир, искренний, темпераментный и необыкновенно обаятельный человек – ушел из жизни Зураб Соткилава. Последние годы он боролся с тяжелым недугом, перенес операцию, вернулся к творчеству и строил планы на будущее, но болезнь не дала им осуществиться. Зурабу Лаврентьевичу было 80 лет.
Глубокие соболезнования родным и близким оперного певца выразил Владимир Путин. Вся жизнь Зураба Соткилавы – пример целеустремленности и силы воли. Сцену Большого театра он считал своим вторым домом, а учеников призывал искать и петь до последней секунды.
Друзья, коллеги и поклонники еще долго будут аплодировать тому, с каким задором и любовью к жизни Зураб Соткилава исполнил арию «Влюбленного солдата», и ведь это сразу после тяжелейшей операции и бесконечных сеансов химиотерапии.
Грузинский темперамент и рыцарское благородство, высокое мастерство и небывалая искренность. О том, что ему будут рукоплескать на лучших оперных сценах мира — в «Ла Скала», Ковент-Гардене, «Гранд-Опера» — полузащитник тбилисского «Динамо» Зураб Соткилава даже не думал. В молодости грезил только футбольными триумфами.
«Мне дали венгерские бутсы, потрясающие, с таким хлястиком. Я за ними следил, я масло сам не ел, маслом смазывал. Я прихожу домой и смотрю, мои бутсы пополам топором разрезаны. Мои первые слезы и незабываемые слезы», – вспоминал Зураб Соткилава.
Родители старались отвлечь сына от футбола, но крест на спортивной карьере, поставила тяжелая травма. Но как часто признавался Зураб Лаврентьевич, именно футбол научил быть сильным и не сдаваться.
«Я благодарен футболу за то, что, во-первых, был спортивный режим. Я знал, как готовиться к матчу, и также я начал готовиться не только к спектаклям, но просто к урокам, к педагогу. Я гулял, я ходил, питался как надо и приходил свежий, чтобы заниматься. Я готовился к каждому уроку», – рассказывал Зураб Соткилава.
В Тбилисскую консерваторию юношу с сильным красивым голосом приняли сразу, хотя он даже нот-то не знал. С отличием два года учился на баритона, но наслушавшись великого Карузо, понял, что хочет петь только тенором.
Свою визитную карточку – партию Отелло в одноименной опере Верди он впервые исполнит в Большом в 1978 году. Неопытного тогда молодого певца под крыло взял режиссер Борис Покровский. Он заставлял его каждую репетицию петь со связанными руками, чтобы избавить от привычки размахивать ими на сцене.
«Вот я вам говорю честно, вы знаете, я, как Зураб Соткилава, мне сказали – задуши кого-то, но я не могу душить и смотреть в глаза. Придумайте мне что-нибудь, честное слово, не могу сделать», – вспоминал Зураб Соткилава.
Для него тогда соорудили высокую лестницу, по которой он взбирался вверх, не видя и не слыша Дездемону. Через два года уже на сцене Болонского оперного театра итальянские критики будут в один голос повторять: лучший ревнивец Отелло в истории — грузин Соткилава.
Но самого Зураба Лаврентьевича редко интересовало, что о нем говорят. Захотел и спел арию трагического героя или отчаянного ловеласа, а позже и вовсе самого русского из всех персонажей русской оперы — Гришку Отрепьева из «Бориса Годунова».
Шутник, прекрасный рассказчик и любитель застолий, но только с самыми близкими: супруга Элисо – «его подарок судьбы», не случайно родились с ней в один день; две дочери, любимые внуки и ученики, которые сегодня поют на лучших мировых сценах.
Мудрый, строгий и бесконечно добрый. Он признавался, что часто видел во сне, как забивает очередной гол, а еще видел родной Сухум: дом, где вырос, и могилы родителей, навестить которые, увы, так и не смог.
Звонки, телеграммы со словами поддержки родным и близким Зураба Соткилавы сейчас приходят со всего мира. Те, кто были знакомы с ним лично, отмечают его беззаветную преданность своему делу, умение буквально заряжать своей любовью к искусству. А его неповторимый голос навсегда останется в сердцах его учеников, друзей, миллионов поклонников.
«Соткилава – это был, конечно, человек очень привлекательный, обаятельный. Он дышал музыкой, он был артистичен, любезен, прожил красивую жизнь певца», - сказал режиссер Резо Габриадзе.
«Я знала его много лет, и как вы понимаете, не только как певца выдающегося. Просто мы часто общались по-человечески, очень отзывчивый, дружелюбный. С ним работать творчески было удовольствием. Выдающийся артист, я потеряла друга», - сказала певица Лариса Долина.