Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
3 декабря 2017, 10:12

Влияние русского авангарда на архитектурный облик страны изучают на выставке в Москве

В Москве открылась уникальная выставка. На экспозиции представлена смелая и дерзкая эпоха авангарда. Короткая (длилась чуть больше 15 лет), но оставила невероятно яркое наследие — это памятники, ставшие известными на весь мир, и вместе с ними незаметные и скромные ансамбли спальных районов.

Это не зарисовки к фильму о космическом будущем, а архитектурные проекты прошлого. В начале XX века — за 30 лет до первого спутника — космос стал предчувствием архитекторов авангарда. Да и сооружения для Земли выглядят инопланетными. Вот такой небоскреб Института библиотековедения, со сферическим читальным залом и монорельсовой дорогой, мог стоять сегодня вместо высотки МГУ.

«Совершенно не реализуемый на тот момент проект, но он впоследствии вдохновил на очень многое. Наверное, вы можете представить себе, что он может быть построен в XXI веке», — сказал заместитель директора Музея архитектуры им. А. В. Щусева Павел Кузнецов.

Автор проекта — Иван Леонидов. Герой не своего времени. Чертежи его главной работы, «Город Солнца», больше похожи на картины художника. Но ни одна из его авангардных конструкций, кроме лестницы в Кисловодске, так и не была построена — слишком амбициозно. За это его тогда прозвали «бумажным архитектором», но сегодня стоят небоскребы, удивительно напоминающие его задумки: близнецы «Петронас» в Малайзии или башня «Сирс» в Чикаго.

«Авангард — одна из самых идеальных страниц русской истории, потому что идеи, которые формировались русскими авангардистами, неважно где: в архитектуре, живописи, литературе, кинематографе, — это идеи, которыми сейчас живет мир», — отметила директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева.

В 20-е годы авангард шагает по планете. Но своих главных последователей находит именно в послереволюционном Союзе. Дивный новый мир нуждается в новой архитектуре.

В этих красных комнатах едва узнаешь Музей архитектуры. За глухими панелями спрятано богатое убранство классических залов. В алую ткань замотаны даже хрустальные люстры. Метафора того, как архитектура авангарда пыталась перечеркнуть все традиции.

«Авангард на то и авангард, что архитекторы хотели средствами архитектуры переделать мир. Они создавали новую среду, новые условия быта, новые условия досуга — клубы, новое жилье —  жилкомбинаты», — говорит куратор выставки Ирина Чепкунова.

Спальные районы, офисные здания с магазинами и спортзалами на первом этаже, торговые центры с кинотеатрами и ресторанами — это тоже эхо советского авангарда. Привычная сейчас многофункциональность зарождалась в 20-х. Тогда же подсчитали, сколько квадратных метров человеку для счастья надо.

«Идеология 20-х годов ушла — остались маленькие квартиры. И люди жалуются, что маленькие квартиры, крохотные кухни. Но кухни не были предназначены для того, чтобы готовить. Были специальные столовые, где люди могли есть, а кухня — это в крайнем случае что-то там разогреть», — рассказывает куратор выставки Ирина Чепкунова.

Совершенно другой подход к административным постройкам: быстрее, выше, сильнее. В 30-е спроектировано самое большое здание на Земле — Дворец Советов, который должен был встать на место храма Христа Спасителя. Были идеи и для Красной площади.

«Вот такие небоскребы могли оказаться на месте нынешнего, хорошо нам знакомого ГУМа. Леонидов совершенно опередил свое время, потому что многие архитекторы, говоря именно про этот проект, отмечают, что он вполне мог бы быть реализован сегодня. Его энергетика и импульс современности живы и сейчас», — говорит главный хранитель Музея архитектуры им. А. В. Щусева Мария Костюк.

Так что, пройдясь по семи залам архитектурного прошлого России, не удивляйтесь, предупреждают кураторы, если увидите наше будущее.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей