Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2018, 21:08

Доказала надежность: система аварийного спасения на корабле «Союз» сработала на отлично

Государственная комиссия внесет изменения в программу полетов на МКС по итогам расследования аварии с кораблем «Союз», сообщил агентству ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

О переносе старта очередной экспедиции не говорится, но уже известно, что систему аварийного спасения для нового космического корабля готовятся доставить на Байконур раньше положенного. Об этом заявили на предприятии, где ее разработали. В четверг надежность такой системы на себе испытали Алексей Овчинин и Ник Хейг. Их спускаемый аппарат вернулся на Землю по баллистической траектории, так и не достигнув орбиты.

Они действительно никогда в жизни лично друг друга не видели, космонавты Алексей Овчинин и Хейг Тайлер и слесарь Владимир Асташенко. В этом самом цехе всего два месяца назад вместе с коллегами он собирал систему спасения для корабля «Союз». Корабль, как известно, до места назначения не долетел, но экипаж выжил только благодаря тому, что эти самые руки выполнили свою работу безупречно.

Сейчас здесь собирают новую систему спасения. Она должна быть готова как можно быстрее, пусть даже пилотируемые полеты и приостановлены до окончания расследования причин аварии. Но безопасность – это то, с чего начинается любой космический старт.

Так выглядит готовая к пуску система спасения, или, как еще говорят, последний шанс для космонавтов. По сути, это еще одна ракета высотой около шести метров, которая устанавливается поверх космического корабля. В случае аварии эта ракета должна буквально вырвать капсулу с людьми и отнести на безопасное расстояние.

Точно такая же система была установлена и на корабле «Союз», который 11 октября отправился в космос. С земли, на расстоянии, она выглядит как острие иглы. Под ней — модуль с экипажем, который на орбиту толкает основная ракета-носитель. Однако когда на 123-й секунде полета возникла аварийная ситуация, автоматика системы спасения отсоединила обитаемый модуль от всей нижней конструкции, и включились тяговые двигатели верхней, спасательной ракеты. В этот момент космонавты Алексей Овчинин и Хейг Тайлер и испытали самые большие перегрузки. За считанные секунды они отлетели от терпящего бедствие корабля на несколько километров, а затем спустились на землю на парашюте.

Эти документальные кадры испытаний системы аварийного спасения сняты в конце 70-х, а вот саму систему, или, точнее, принципы ее работы, придумали больше полувека назад. В проектировании принимал участие и Юрий Гагарин. У него самого, кстати, была лишь обычная катапульта, которая в случае аварии должна была выбросить космонавта с парашютом из корабля. Но это огромный риск для жизни, тем более на больших высотах. Поэтому с середины 60-х при любых обстоятельствах люди не покидают капсулу до приземления.

Десятки успешных пусков и всего два, когда система спасения пригодилась. Впервые — 35 лет назад. Космонавтов Владимира Титова и Геннадия Стрекалова спасательная ракета тогда забросила на километр вверх и на несколько километров в сторону от стартового стола. Экипаж не пострадал.

Авария, которая случилась 11 октября, произошла на высоте свыше 50 километров, но и здесь система спасения, которую за последние годы усовершенствовали российские инженеры, не подвела.

«Люди, которые разработали эту ракету, сделали это совершенно удивительным образом. Мы оценили большой запас прочности, который заложили в систему инженеры, проектировщики и производители. И, конечно же, экипаж вел себя спокойно и собранно», — отметил директор НАСА Джим Брайденстайн.

Расследование причин последней аварии корабля «Союз» еще продолжается, но независимо от его итогов одно можно сказать определенно: этот случай войдет в учебники для будущих поколений космонавтов, а конструкторам поможет разработать еще более совершенные системы спасения, в которых будут предусмотрены самые невероятные сценарии. Может, и невозможные на Земле, но, как показывает история, вполне реальные при полетах в космос.


Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей