Российские школы ограничивают использование мобильных телефонов на уроках
Звонки только на урок или перемену – и никаких телефонных. В нескольких российских регионах сейчас проходит эксперимент, в ходе которого школы ограничили или вовсе отказались от использования мобильных.
Телефоны на уроках – проблема, которая уже давно волнует учителей и родителей. Специалисты уверены, современные гаджеты не только отвлекают от занятий и мешают общению, но и вредят здоровью.
Абонент недоступен. Попробуйте перезвонить позднее, после урока. Теперь только так: телефон в ячейку, а сам за парту. И пусть все звонки подождут. Учителя таким отказом от мобильных очень довольны.
– Дети не прячут телефоны под учебниками. Теперь они сосредоточены на том, что происходит на уроке, – говорит Екатерина Гусева, заместитель директора школы, психолог.
Роспотребнадзор к началу учебного года разослал педагогам рекомендации, в которых эксперты, изучив научные работы, призвали пользоваться телефоном в школах как можно реже. Исследования канадского ученого Линды Пагани среди прочих стали основой этих рекомендаций: «Дети заходят в соцсети, постоянно перекидываются сообщениями, смотрят видео бесконтрольно. А ведь школа создана для коммуникации с учителем, а на переменах со сверстниками. Школа призвана научить выстраивать отношения с другими, это базовый необходимый навык для взрослой жизни».
На перемене шум и беготня. Девочки рисуют, мальчики играют в салки. Хотя еще недавно тут была тишина, дети замирали у телефонов. В этой школе в Ставрополе прочли рекомендации и решили вообще отказаться от мобильных. Хотя бы на время.
– День без сотового телефона — это акция. Могу сказать, что этот класс был в восторге, – делится Ирина Шатская, директор школы №1 г. Ставрополя.
Сдавать мобильные или нет — решали всем миром. Учителя и родители проголосовали «за». Дети помладше охотно следуют правилам взрослых, а вот подростки настроены по-другому.
– Нельзя так строго относиться к мобильным телефонам, нужно правильно ограничивать использование телефонов на территории школы. Полностью убрать их из жизни нельзя, – считает учащийся Андрей Самоханец.
– Большинство материалов, которые я готовлю к урокам, я храню в виде информации на своем телефоне. Мне не надо носить книги, брать их в библиотеке, я могу сфотографировать материал на телефон и перед уроком повторить, – говорит Никита Баромин.
Классика как по учебнику — отцы и дети не понимают друг друга. Да и как понять, если раньше и деревья были большими, и сотовых еще не было.
– Мы прекрасно учились, росли без телефонов, общались на переменах, – вспоминает Наталья Фесянова.
Зачастую родители и сами долго не отрывают глаза от экрана смартфона. Но ученые выяснили — электромагнитное излучение от сотового для ребенка гораздо опаснее, чем для взрослого.
Научные исследования проходят уже 14 лет. Детям предлагают задачки на моторику, внимание, память и скорость реакции.
Это уникальное исследование проводится всего в одной школе в нашей стране. Ученые работают с ребятами. А потом родителям выдают вот такие рекомендации. Например, строго ограничить работу с компьютером и просмотр телевизора до 30 минут в день.
– Те, кто прислушались к нашим рекомендациям и минимизировали время подноса этого гаджета непосредственно к голове, у них физиологические показатели в той или иной степени возвращаются в норму, – говорит Наталия Хорсева, старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН.
Во многих странах, например, во Франции и Италии, телефоны в школах под запретом. А в США и Германии некоторые ученики даже судились за право быть всегда на связи. В России радикального решения пока нет.
В этом петербургском лицее поняли: нет смысла прятаться от гаджетов. Вместо старой доброй доски и мела — экран. Вместо дневника — телефон. Можно моментально получить всю информацию с доски по штрих-коду. Дети и взрослые здесь учатся сочетать технологии и знания. Неизбежный компромисс, за которым будущее.