В Москве состоялась церемония награждения премией газеты The Art Newspaper Russia
Чтобы вернуть блеск эпохи, они разбирали драгоценные венцы братьев-царевичей Петра и Ивана на мельчайшие детали. Если сместить на миллиметр хоть один камень при восстановлении, сложную конструкцию невозможно собрать обратно. От вековой ржавчины железный шлем сына Ивана Грозного Федора Первого очищали с помощью лазера.
Реставраторы музеев Кремля вообще творят совершенно удивительные вещи, за что и получили престижную премию The Art Newspaper Russia, которая прошла в Гостином Дворе.
«Стекло XVI века, которое было полностью разрушено, которое после погибало. Реставраторы придумали, каким образом этот памятнику с помощью клея и вакуума вернуть к жизни. Это работа, которая внешне мало заметна, но работа, без которой невозможна жизнь музея», — отмечает директор Музеев Кремля Елена Гагарина.
Премию The Art Newspaper Russia уже в 8-й раз вручают за самые значимые события прошедшего года в сфере искусства.
«Это очень важная премия в нашей стране и, наверное, главная премия в современном искусстве», — считает номинант премии The Аrt Newspaper Russia Владимир Смирнов.
Каждому победителю в одной из пяти номинаций: «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад» — был посвящен специальный номер — перформанс. Лучшим музеем же назвали Пушкинский. Получая премию, Марина Лошак попросила встать всех зрителей, кто любит этот музей. Встали все.
«Забуду сегодня о скромности и скажу, что мы правда чудесный музей и стараемся все сделать для того, чтобы те люди, ради которых мы мечтаем и осуществляем, приходили к нам столько, сколько они хотят», — сказала директор Пушкинского музея Марина Лошак.
Лондонский Биг-Бен и Спасская башня Московского Кремля, перекрещивающиеся как стрелки часов. Главный приз церемонии подчеркивает синхронизацию России с мировым художественным процессом.
Лучшей выставкой года стала Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая прошла в Екатеринбурге.
«Больше 115 тысяч человек прошло только по основному проекту, и наша уникальность в том, что мы организовали выставку на действующем заводе», — рассказывает комиссар Биеннале Алиса Прудникова.
За три месяца Биеннали гости увидели и черное облако художника из Мехико, сделанное из тысяч бумажных бабочек; и бриллиант из пепла от кремированных останков выдающегося архитектора-модерниста Луиса Баррагана. Их извлекли из мавзолея и превратили в украшение. А вот куратор Биеннале китаянка Шаоюй Вэн из Нью-йоркского музея Гугенхайма очень пожалела, что не смогла приехать в Россию из-за временного запрета, связанного с коронавирусом.
Сверкающие бриллианты, благородные изумруды и рубины. Эти украшения тоже произведения искусства. Премия The Art News Paper прошла при поддержке ювелирного дома Mercury. Ну а театрализованное шоу — подарок победителям — в итоге сложилось в историю о русском космосе и, конечно, о поиске самого себя в этом безумном мире.