Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
1 ноября 2021, 21:30

Пушкинский музей обновил пространство постоянной экспозиции картин известных мастеров

Мастера — старые, восприятие — новое. В Пушкинском музее эксперимент с классикой: полотна постоянной экспозиции предлагают увидеть в новом свете. А некоторые — и открыть заново. Хотя речь о хорошо известных картинах Рембрандта, Боттичелли или фламандцев.

Они словно зависли в пространстве и безвременье. Лучшие работы старых мастеров — Византия, Германия, Франция, Голландия. Прогулка сквозь эпохи в новых белоснежных залах. Пространство музея теперь не узнают даже его работники.

«Это был зал, полностью застроенный пилонами, аркады были застроены, окна были зашиты панелями, зал был темно-бордового цвета», — рассказывает заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Пушкинского музея Сурия Садекова.

Теперь из широких окон льется свет, и он везде вокруг, указывает на то, чего раньше не было видно. Каждый мазок, линия, текстура. Обновились стены, но словно новую жизнь вдохнули и в сами полотна.

«Вот эту вещь руки Джордано вообще узнать никто не мог, она высоко висела, а мы ее увидели рядом, и это вообще другое впечатление! Как будто бы ты пришел в новый музей, в котором ты никогда не был. Мне кажется, это стоит того», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За обновленную экспозицию старых мастеров отвечает Патрик Уркад. Французский сценограф и историк искусства, он оформлял частные коллекции Карла Лагерфельда и создавал выставки в Версале и Музее Родена.

«В Пушкинском музее огромное количество света, это потрясающая архитектура. Именно так его задумывал Цветаев, и я хотел, что свет направлял зрителя в его прогулке. Да, то, что я создавал, это прогулка, словно солнечным летним днем», — поясняет куратор выставки Патрик Уркад.

Первое, что сделал Патрик Уркад, попав в музей, это — взял стул. Он тихонечко начал наблюдать за посетителями, где они ходят, где останавливаются, а где проходят мимо. К ужасу, сценограф обнаружил, что некоторые шедевры остаются без внимания. Так что в этом зале он устроил игру со зрителем. Вы заходите, видите посередине глухую стену и просто невозможно сдержать любопытство, не обойти ее и не заглянуть, а что же это за секретная комната.

Здесь — один на один остаешься с самим Рембрандтом. Причем представлены картины, отражающие все этапы его творчества. Эту он писал в 22 года. А здесь проявил свое мастерство, развитое уже за полвека жизни.

«Есть такой музейный термин внутри музейных сотрудников — «Мона Лиза каждого музея». Одна из таких картин — это «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Работа, что называется, классического Рембрандта. С его игрой света, он строит композицию свою именно световыми пятнами», — поясняет Сурия Садекова.

Французский зал ведет посетителей от эпохи Людовика XIV и классицизма до стиля пышных французских салонов.

«Мы попадаем в эпоху рококо, в так называемую «комнату Помпадур». Это название придумал сам Патрик Уркад, который работал над нашей экспозицией, и он хотел поместить нас в атмосферу первого министра культуры Франции, так негласно называли мадам де Помпадур. Именно благодаря ей во Франции появились такие небольшие, камерные, очень интимные помещения», — рассказывает куратор.

Рембрандт, Рубенс, Ботичелли, Тициан, Буше, в Пушкинском музее словно открывают их заново. Классика мировой живописи и экспериментальный подход. Реэкспозицию старых мастеров можно посетить всем желающим, достаточно продемонстрировать QR-код.

Читайте также: