Пушкинский музей обновил пространство постоянной экспозиции картин известных мастеров
Мастера — старые, восприятие — новое. В Пушкинском музее эксперимент с классикой: полотна постоянной экспозиции предлагают увидеть в новом свете. А некоторые — и открыть заново. Хотя речь о хорошо известных картинах Рембрандта, Боттичелли или фламандцев.
Они словно зависли в пространстве и безвременье. Лучшие работы старых мастеров — Византия, Германия, Франция, Голландия. Прогулка сквозь эпохи в новых белоснежных залах. Пространство музея теперь не узнают даже его работники.
«Это был зал, полностью застроенный пилонами, аркады были застроены, окна были зашиты панелями, зал был темно-бордового цвета», — рассказывает заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Пушкинского музея Сурия Садекова.
Теперь из широких окон льется свет, и он везде вокруг, указывает на то, чего раньше не было видно. Каждый мазок, линия, текстура. Обновились стены, но словно новую жизнь вдохнули и в сами полотна.
«Вот эту вещь руки Джордано вообще узнать никто не мог, она высоко висела, а мы ее увидели рядом, и это вообще другое впечатление! Как будто бы ты пришел в новый музей, в котором ты никогда не был. Мне кажется, это стоит того», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
За обновленную экспозицию старых мастеров отвечает Патрик Уркад. Французский сценограф и историк искусства, он оформлял частные коллекции Карла Лагерфельда и создавал выставки в Версале и Музее Родена.
«В Пушкинском музее огромное количество света, это потрясающая архитектура. Именно так его задумывал Цветаев, и я хотел, что свет направлял зрителя в его прогулке. Да, то, что я создавал, это прогулка, словно солнечным летним днем», — поясняет куратор выставки Патрик Уркад.
Первое, что сделал Патрик Уркад, попав в музей, это — взял стул. Он тихонечко начал наблюдать за посетителями, где они ходят, где останавливаются, а где проходят мимо. К ужасу, сценограф обнаружил, что некоторые шедевры остаются без внимания. Так что в этом зале он устроил игру со зрителем. Вы заходите, видите посередине глухую стену и просто невозможно сдержать любопытство, не обойти ее и не заглянуть, а что же это за секретная комната.
Здесь — один на один остаешься с самим Рембрандтом. Причем представлены картины, отражающие все этапы его творчества. Эту он писал в 22 года. А здесь проявил свое мастерство, развитое уже за полвека жизни.
«Есть такой музейный термин внутри музейных сотрудников — «Мона Лиза каждого музея». Одна из таких картин — это «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Работа, что называется, классического Рембрандта. С его игрой света, он строит композицию свою именно световыми пятнами», — поясняет Сурия Садекова.
Французский зал ведет посетителей от эпохи Людовика XIV и классицизма до стиля пышных французских салонов.
«Мы попадаем в эпоху рококо, в так называемую «комнату Помпадур». Это название придумал сам Патрик Уркад, который работал над нашей экспозицией, и он хотел поместить нас в атмосферу первого министра культуры Франции, так негласно называли мадам де Помпадур. Именно благодаря ей во Франции появились такие небольшие, камерные, очень интимные помещения», — рассказывает куратор.
Рембрандт, Рубенс, Ботичелли, Тициан, Буше, в Пушкинском музее словно открывают их заново. Классика мировой живописи и экспериментальный подход. Реэкспозицию старых мастеров можно посетить всем желающим, достаточно продемонстрировать QR-код.