Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
5 декабря 2021, 10:10

130 лет исполнилось со дня рождения знаменитого русского авангардиста Александра Родченко

Его называют гениальным мультимедиа-художником, талант которого не ограничивался лишь одним жанром. Фотография, живопись, дизайн мебели, печатный шрифт – свои идеи он воплощал с помощью абсолютно разных инструментов. 

Даже если кто-то не знает Александра Родченко, то, наверняка, видел одну из его фоторабот. Например, эту, Лиля Брик, которая разошлась в сотнях и тысячах рекламных плакатах и иллюстраций.

Рекламщики всего мира до сих пор используют его образы, настолько они цепляют и врезаются в память. Родченко — первый фотограф, который почти сто лет назад посмотрел на привычные предметы с необычного ракурса. 

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея: «Людям всегда проще, что мы уже знаем и гораздо сложнее посмотреть на ситуацию любую, вот нашей личной жизни, решение проблемы, которая перед тобой стоит, бытовая или рабочая. Посмотреть с другой точки зрения, оказывается, очень сложно. Когда мы видим другую точку зрения, принимаем, мы находим это творческое решение».

Геометрические линии, укрупненные планы, в двадцатые годы прошлого века он снимал советские города так, как будто это Нью-Йорк сороковых. Он видит то, что не видят другие, словно у фотоаппарата Родченко особый фильтр.

В объектив Родченко редко попадают памятники архитектуры, он снимает обычную жизнь, как будто бы знал, что через десятки лет нам будет интересно рассматривать трамваи, людей и вывески.

Таланты Родченко очень пригодились, когда пришло время ломать старый мир. Советская власть заговорила языком авангарда: понятным, ярким и хлестким.

Дмитрий Озерков, куратор выставки фотографий А. Родченко: «Родченко был одним из людей, которые перепридумывали мир. 20-е годы – это было невероятное время, когда пришла новая власть, пришли новые ценности, новый мир пришел. И нужно было придумать ему визуальный код. Этот русский авангард, возникающий из порыва, это оказалось лучшим из того, что было тогда придумано».

Родченко придумал новый дизайн мебели, его кабинет выставлялся в Париже в павильоне архитектора-конструктивиста Мельникова. Вот стулья, полки и шахматный столик с замысловатыми фигурками.

Александр Лаврентьев, проректор по научной работе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, внук Александра Родченко: «Вспомним с вами шахматный клуб в фильме "12 стульев". То есть шахматы – вещь такая как бы из новой культуры, которую в массы предлагали».

Родченко вместе с женой, художником и модельером Варварой Степановой создает новую пролетарскую одежду, с Маяковским делает рекламу, помните: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!». Панно для этого здания нарисовал Родченко. Он же придумал известный на весь мир шрифт, который носит его имя.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея: «Человек, который определил визуальный мир, в котором мы живем, не только в нашей стране, но и во всем мире. Александр Родченко был по истине мультимедиа-художник, он пользовался всеми медиа, он был гениальный живописец».

Но к 33-му году авангард в СССР вышел из официальной моды, Родченко стали обвинять в формализме. Его последняя крупная работа — съемки строительства Беломор-канала. Родченко исключают из всех творческих союзов, и он остается без работы.

Сегодня картины и фотографии Родченко стоят миллионы, его имя, как и весь русский авангард, знают везде. Одна из его фотографий даже стала основой кино, любовная драма, героиня которой в финале оказывается внутри знаменитого снимка. Фильм так и называется «Лестница Родченко».

У каждого времени свой художественный язык, возможно, кто-то из студентов Московской школы фотографии имени Родченко придумает новый узнаваемый стиль. Ну а приемы, вошедшие в практику в 20-е годы, давно стали массовыми, вспомните имя Александра Родченко, когда специально завалите горизонт, делая эффектный снимок для социальных сетей.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей