Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 декабря 2021, 21:05

Метростроители сомкнули Большую кольцевую линию московской подземки

Завершена проходка Большой кольцевой линии московского метро. Почему это событие историческое? Дело не только в протяженности, рекордной в мире — 70 километров, почти в четыре раза длиннее первого кольца столичной подземки проекта 50-х годов. Вот с ним и будем сравнивать. Самая глубокая станция на старом кольце — «Таганская», 53 метра. И уже тогда строители столкнулись и с подземными реками, и с плывунами. Большое кольцо проходит еще глубже. Например, строящаяся станция «Марьина Роща» аж на 21 метр ниже уровня той же «Таганской». Соответственно, проблем больше. Но и техника сейчас другая.

Пробивая московский грунт, метростроители установили мировой рекорд по скорости среди всех, кто когда-либо делал тоннели. Днем и ночью вгрызались в породу 20 проходческих щитов, которые инженеры по традиции называют женскими именами: «Виктория», «Ольга», «Светлана». И, наконец, мощная «Лилия» весом две тысячи тонн в свете лазерного шоу смыкает Большую кольцевую линию.

«Закончена проходка самого большого метрокольца в мире. Это огромный объем, это целый город под городом. На отдельных участках велась ручная проходка в сложнейших геологических условиях на глубине около 70 метров. Хотел поблагодарить строителей за тот подвиг, который они совершили, проведя такую огромную, гигантскую сложнейшую работу», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Работа над БКЛ — один из самых сложных инфраструктурных проектов в истории современной России — началась девять лет назад. Ее протяженность 70 километров, 22 станции уже работают. И вот проходчики проложили тоннели на двух последних участках: от «Электрозаводской» до «Савеловской» длиной семь с небольшим километров и состоящей из четырех платформ, а также от «Нижегородской» до «Каширской», это 11 с лишним километров и три станции.

Десятиметровый проходческий щит строит тоннель с двумя путями: для двух поездов, которые будут двигаться в разных направлениях. Этими резцами комплекс в сутки вычерпывает около трех тысяч тонн грунта, мог бы и больше, но машина еще и ставит бетонные гигантские кольца, которые держат свод тоннеля.

Семь раз метрокольцо проводили под реками и каналами. За работу над станцией «Кленовый бульвар» на юге Москвы, по словам инженеров, в мире вообще мало бы кто взялся. Грунтовые воды здесь настолько мощные, что даже небольшую яму быстро заполнят.

«Да, это было бы просто озеро. Без специальных методов строительства, естественно, в таких условиях не обойдешься. Здесь мы применяли все существующие методы заморозки, химические закрепления, цементацию», — рассказывает исполнительный директор — руководитель дивизиона по строительству объектов метро Мосинжпроекта Валерий Кивлюк.

Еще сложнее вписаться в плотную застройку мегаполиса. Электрокабели, водопровод, канализация — инженерам пришлось переложить тысячи метров коммуникаций. Каждый шаг выверен едва ли не с хирургической точностью.

«При строительстве БКЛ мы несколько раз проходили проходкой под действующими линиями и станциями метрополитена. В некоторых случаях это расстояние составляло несколько метров. Десятиметровые машины и точность трассировки с точностью до семи-пяти миллиметров осуществляется», — поясняет директор программы проектов дивизиона метро Мосинжпроекта Валерий Вязовой.

БКЛ побьет мировой рекорд — станет самой длинной кольцевой линией метро. 70 километров против 57 — именно такая протяженность у нынешнего чемпиона, ветки пекинской подземки. БКЛ будет длиннее и любого железнодорожного тоннеля на планете — например, тот, что под Ла Маншем, соединяющий Британию и Францию, всего 50 километров. Проложенный тоннель теперь нужно обустроить. 20 тысяч человек не прекращают работу ни на минуту, чтобы непрерывное движение по кольцу было запущено с опережением графика.

Большая кольцевая пересекается с другими линиями, диаметрами. Всего полсотни пересадок. Это позволит пассажирам сэкономить в пути в среднем полчаса. Больше миллиона человек наконец будут жить в пешей доступности от новых станций.

Чтобы артерии подземки справлялись с многомиллионным и постоянно растущим пассажиропотоком, в метро словно начнут биться два сердца — так изящно на схеме переплетаются контуры МЦК и Большой кольцевой. Где, как не в метро, чувствуется пульс мегаполиса?!

Читайте также: