Актер Донатас Банионис празднует 85-летие
Первую роль в кино Банионис сыграл в 1947 году, а слава пришла лишь 19 лет спустя после картины "Никто не хотел умирать". После нее кинематограф с Банионисом уже не расставался. Были "Мертвый сезон", "Король Лир" и, конечно, "Солярис" Тарковского. В фильмографии Баниониса десятки фильмов и ни одной проходной роли.
Репортаж Галины Филоненко.
На улочках старого Вильнюса его приветствуют сразу на двух языках. С почтением и как-то по-добрососедски: обсуждают погоду, спрашивают о внуках. Фото на память: глубокий взгляд. Так он смотрел и в 20, и все еще мальчишеская улыбка - в его 85 лет.
Его личная фотоистория. Мог бы получится неплохой гончар Банионис, но дипломный сервиз остался без глазури. Донатас сбежал в театр.
Группа семнадцатилетних мальчишек, актеров-любителей, в провинциальном городке Паневежис всего через несколько лет станет театром, на спектакли которого зрители приезжали со всего Советского Союза.
Донатас Банионис, актер театра и кино, народный артист СССР: "Вначале нас упрекали, что мы не умеем играть. Это театр! А вы как в жизни! А вы! Так это не театр, вон со сцены!"
Почти каждый его фильм начинался с категорического "нет" госчиновников. Литовец с сильным акцентом и абсолютно негероической внешностью. Но режиссер Савва Кулиш другого Ладейникова не видел: драму усталого героя-одиночки Банионис рассказал без слов, одним только взглядом .
Самая трагическая для него роль - бывшего бандита Вайткуса в фильме "Никто не хотел умирать". Не играл боль литовских крестьян - переживал судьбы своих близких.
Донатас Банионис, актер театра и кино, народный артист СССР: "У меня этот персонаж все время стоял внутри, так как я знал этих людей, знаком был с такими, которые жили в лесу, вышли в деревню".
Невысокий, немного нескладный, он никогда не был героем любовником. Но даже те, кто заблудился в выдуманной реальности Тарковского, в истории о настоящей любви не нуждались в пояснениях.
Такая любовь была и в его жизни. Полтора года назад ушла та, с кем Донатас не расставался 60 лет. Фестивали, премии, поклонение зрителей никогда не сбивали Донатаса Баниониса с его пути. Театр - один на всю жизнь. Большая семья - ничего важнее для него сейчас нет.
Фраза из спектакля, в котором играл всего два года назад: "Надо жить столько, сколько Бог нам велел". И его убеждение: без штампов. И театральных поз.

