Пушкинский музей приглашает на выставку, посвященную женщинам — музам Монпарнаса
Москва, Волхонка, 14: Пушкинский музей приглашает в мир, созданный только женщинами — живопись, скульптура, фотографии и прикладное искусство. Выставка «Музы Монпарнаса» — посвящение легендам знаменитого парижского района художников, писателей, коллекционеров.
Монпарнас. В начале ХХ века для парижской богемы не было слова приятней. Сюда приезжали писатели, скульпторы и художники со всего света. Марк Шагал арендовал здесь мастерскую, Диего Ривера искал новые формы, Мунк и де Кирико написали одни из самых знаменитых своих картин. Но все это время рядом были и «музы Монпарнаса». И в Пушкинском музее хотели показать — их место не только на холсте, но и у мольберта.
«Непросто, потому что сейчас модно все время вспоминать про женщин в связи с какими-то феминистическими движениями. Как раз то, что происходило на Монпарнасе, это был такой большой, густой котел, в котором варился вот этот суп, связанный с искусством и с культурой, где каждый ингредиент был важен. И женщины внутри этого круга занимали очень важную роль», — рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Они словно дразнили консервативное общество. Ромейн Брукс делала то, что благородные девушки не могли себе позволить даже в мыслях — изображала обнаженную натуру. Невинную и в то же время невероятно соблазнительную. Тамара Лемпинска вела диалог с Пикассо. И предложила свою — мягкую — форму кубизма. За их дерзкое искусство мужчины называли их похитительницами душ. Одной из них была русская по происхождению художница Мария Васильева. Во время первой мировой она открыла в своей мастерской бесплатную столовую для бедных художников.
«Которая стала не только местом питания физического, но и местом обмена, общения, настоящим клубом, где сложились основы того явления, которые мы называем «Парижской школой». Здесь укрепилась дружба, скажем, Кислинга, Модильяни, который, правда, буянил в этой столовой иногда», — поясняет куратор выставки «Музы Монпарнаса» Алексей Петухов.
Париж был тем редким местом, где женщинам было доступно художественное образование. И то, не в государственных институтах, а в небольших частных академиях. Для них открывали специальные женские классы. Где они постепенно начали заходить на территорию мужчин.
В зале, напоминающем мастерскую, выставлены работы студенток академии скульптурного мастерства. Эти — авторства нашей знаменитой Веры Мухиной. Она училась в Париже два года. До создания ее самого известного монумента — «Рабочий и колхозница» — остается 25 лет. Символично, что впервые скульптурная композиция была показана тоже в Париже. На всемирной выставке. Пикассо тогда написал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
«Вообще, женщин-скульпторов до XIX века просто по пальцам пересчитать. Потому что физически это была очень тяжелая работа, с одной стороны. Кроме того, это было связано с тем, что занятия искусством, они подразумевали работу с обнаженной натурой, что в случае с женщинами считалось крайне неприлично», — рассказывает куратор выставки «Музы Монпарнаса» Наталья Кортунова.
Еще один символ Монпарнаса — это кафе «Ротонда». Здесь заключались пари, делались карьеры, возникали романы. Но, пожалуй, главная героиня местных кафе — это Кики. Натурщица, которую мечтали написать самые талантливые художники.
«До Первой мировой войны натурщица — это наемная работница, которую выбирают художники-мужчины на бирже, как на рынке. А в 20-е годы ситуация меняется. Натурщица становится свободным человеком, она сама выбирает, куда, к какому художнику в мастерскую идти, кому отдать предпочтение», — рассказывает Алексей Петухов.
Их не воспринимали всерьез, их картины не выставляли, а их мнение никого не интересовало. Сложно представить, сколько раз они слышали ненавистное «ты же женщина». Но музы Монпарнаса вышли за рамки ожиданий и предубеждений. И подарили возможность следующим поколениям женщин выбирать себе любую роль, какую мы только захотим.

