В знаменитой парижской «Гранд-опера» начинаются гастроли Большого театра
Русский балет – снова в Париже. На сцене знаменитой "Гранд-опера" начинаются гастроли Большого театра. Российские артисты привезли во Францию две постановки, которые считают жемчужинами репертуара: легендарный "Дон Кихот" и спектакль "Пламя Парижа". Последний за границей представляют впервые.
Класс каждый день – в Москве, Париже или Красноярске, куда бы ни забросила гастрольная судьба. Без него ни легкости, ни полета. Пара часов на сцене, потом цветы и аплодисменты – только видимая часть профессии. Невидимая – у станка. "Русский балетный актер – это сочетание высокой техники с большой духовностью с таким внутренним эмоциональным порывом, отмечает педагог Большого театра Борис Акимов. - Вот это составляет что-то необыкновенное".
Еще недавно Большой принимал у себя артистов парижской "Гранд-опера". Это – ответный визит. Гастроли еще не начались, а французская пресса уже предвкушает успех. В истории Большого это всего лишь восьмые гастроли в Париже, на которые театр привез два знаковых спектакля: легендарный "Дон Кихот" Минкуса и "Пламя Парижа" Бориса Асафьева, который никогда не танцевали за границей. Им гастроли и открываются.
Говорили, что это был любимый балет Сталина. Его поставили в 1932 году к 15-летию Великого Октября. Французская революция, воля народных масс и судьбы отдельно взятых людей – сюжет был идеологически выдержанным и вполне юбилейным. Спектакль регулярно показывали на очередную годовщину. Но когда "вождя народов" не стало, "Пламя Парижа" "потухло", спектакль забыли.
Несколько лет назад балетмейстер Александр Ратманский взялся его восстановить. Но в итоге переписал заново, сохранив лучшее. В частности знаменитое па-де-де, которое до сих пор любят показывать на разных балетных конкурсах.
"Моя партия объединяет в себе два персонажа, которые были в первом спектакле: это и Жанна и Тереза", - рассказывает прима-балерина Большого театра Мария Александрова. Жанна – крестьянская девчонка, которая в конце танцует это знаменитое па-де-де, а Тереза – та, которая поднимает восстание, пояснила балерина. Брат и сестра из деревни отправляются в Париж вместе с восставшими солдатами. Кто-то находит там судьбу, кто-то теряет веру и любовь. За два часа действия на сцене стреляют, сражаются, берут штурмом дворец, рубят головы и танцуют под "Марсельезу".
"Когда во время первой репетиции наши артисты, услышали "Марсельезу", они так удивились, и кто-то из них, шутя, даже встал со своего места, ведь это же национальный гимн! Но это с одной стороны, с другой – в контексте спектакля "Марсельеза воспринимается" совершенно естественно", - поделился впечатлениями руководитель балетной труппы Парижской "Гранд-опера" Брижит Лефевр.
В Большом подчеркивают: мы приехали не истории французов учить, а показать мастерство, которым театр славен на весь мир. И публика это ценит и принимает с восхищением.