«Народная экономика» узнала, кто в Израиле конкурирует с ресторанами
Что не купишь в мороз на улицах Москвы, кто в Израиле конкурирует с рестораторами, и о каких Рождественских подарках мечтают европейцы - все это в "Народной экономике", но сначала новости от сотовых операторов.
То, что в цене всегда падало, впервые подорожало. Минута разговора по мобильному телефону за год прибавила полкопейки. Рубль и четыре с половиной копейки стоит она теперь в среднем. Вроде, всего ничего, но для экспертов это знак - цены на минимуме. Ниже некуда и дальше операторы будут индексировать их с оглядкой на инфляцию, а не на тарифы конкурентов. Да и соревнуются теперь чаще пакетами дополнительных услуг и маркетинговыми приемами. А вот с отменой мобильного рабства, с первого декабря, напомню, меняя оператора можно будет не менять номер, подорожание не связывают. Напротив, это только усилит конкуренцию. Правда, санкции для компаний - бесплатное обслуживание абонента, если номер по его требованию вовремя не перенесут, вступят в силу только 1 марта.
Не бывает плохой погоды, бывает неподходящие условия для продажи продуктов на улице. Столичные ярмарки выходного дня в начале будущего года уйдут на длинные каникулы. В январе и феврале уже привычные для москвичей палатки фермеров разворачивать не будут. Потому что не выгодно, прежде всего, покупателям. В прошлом году, оказывается, департамент торговли завалили жалобами на перемерзшие овощи, фрукты, молоко и творог. Ну а что делать, если на улице холоднее, чем в морозильнике, а обогреватели на морозе бесполезны. Редкий торговец может обеспечить тепло и сохранность своему товару.
В Израиле, где с климатом все попроще - свежие овощи и фрукты доступны в любое время года, у рестораторов множатся конкуренты. Мода на домашнюю еду и домашние посиделки на руку тем, кто любит и умеет готовить. Ну а для их гостей, чаще туристов, это еще и возможность найти друзей в чужой стране.
Необычная ситуация сама по себе: американка и русская вместе готовят ужин в Израиле. Еще необычнее то, что в гости к ним приходят незнакомцы, которых соседки по квартире Андреа и Зина стараются угостить чем-нибудь особенным.
"Каждый раз я готовлю что-то новое. Сегодня главное блюдо в нашем меню - израильские мясные шарики "митболлы". Мы ждем в гости несколько вегетарианцев, так что я делаю разные закуски и салаты, и вот прямо сейчас готовлю очень полезный морковный хумус", - говорит Андреа Розен.
Схема простая: хозяева размещают свои анкеты в интернете, гости регистрируются на специальном сайте и платят за еду. А дальше они встречаются. Сегодняшний ужин зарезервировала компания из Бразилии. Девушкам остается лишь гадать: какие они, бразильцы?
И пусть пришли не совсем мулаты (да еще и с родителями), вечер, кажется, удался. В компании с латиноамериканцами оказались израильтяне, канадцы, русские. А немец Йонес предложил поднять бокалы с традиционным тостом на иврите.
На следующий Йонес в ресторане. На столе свежий хумус, салаты и вкуснейшие морепродукты. Но турист из Германии уверяет: вчера было лучше.
"Я думаю, это лучший способ знакомиться и с новой страной, и с новыми людьми. Лично я теперь буду стараться ходить не по ресторанам, а на такие встречи", - говорит Йонас Баумер.
Новые знакомства, теплая атмосфера и домашняя еда. Цены - разные, в зависимости от меню. В среднем, от 10 до 100 долларов за ужин. Хозяева говорят: к ним приходят, как в ресторан, а уходят - как из дома. Дэн приглашает гостей в шаббат - вечер, когда в Израиле принято собираться за семейным столом.
"В первые минуты все чувствуют себя немножко неловко, ведь гости заплатили за ужин. Но тут вот в чем дело: они же не передают деньги мне в руки: оплата проходит через интернет. Так что уже через 10-15 минут за столом никакого напряжения нет", - рассказывает Дэн Боле.
Те, кто регулярно принимает гостей, признают: ужины окупаются, но особой прибыли не приносят. Продукты в Израиле традиционно дорогие, и даже если готовить не в ресторанных масштабах, получается накладно.
Тель-авивский рынок - одно из самых дешевых мест в городе. Огурцы и помидоры по 6 шекелей кг, болгарский перец - 8 шекелей, груши - 10 шекелей за кг и апельсины - 4 шекеля. Сыр моцарелла - это 50 шекелей. Все вместе получилось около 100 - это примерно 1000 рублей. При этом надо купить ещё мясо, вино и заплатить 15% от общей выручки с ужина администрации сайта. Впрочем, авторы идеи считают: приглашающие делают это не из-за денег. Они просто очень любят готовить и готовы превратить свой ужин во что-то, вроде свидания вслепую.
"Когда вы уже сидите рядом с кем-то за столом, намного проще познакомиться с приятным вам человеком, чем если бы вы подошли на улице или в баре. Вас уже объединяет один стол, и у вас есть целый вечер, чтобы развить знакомство", - считает менеджер проекта Майя Лернер.
Ну, а если вдруг вечеринка не удалась, всегда можно попробовать то же самое - в новой компании и с новой кухней. Ведь на сайте проекта тысячи анкет со всего мира.
Не надо чуда. Просто положите под ёлку деньги. По последним опросам, наличные и в этом году будут в Европе самым желанным подарком на Рождество. Почти половина респондентов 15 из 18 стран, участвовавших в исследовании, будут рады любой сумме. И не только от близких. Ну а если не деньги, то дальше желания расходятся. У французов и немцев на втором месте книги, у итальянцев - оплаченные туры, испанцы не откажутся от праздничного набора продуктов. Шоколаду из него, впрочем, будут рады и в других странах. Шоколад в пятерке презентов-лидеров, наряду с подарочными сертификатами и духами. А вот электронные гаджеты - теперь чаще подарок для детей. Шоколад в их праздничный набор попадает по умолчанию.