Строительство дорог в России будет финансироваться по-новому
Где взять деньги на строительство и ремонт дорог - об этом шла речь на совещании у Президента. Тема, так или иначе, касается каждого жителя страны, и не только тех, кто за рулём. Ведь транспортные расходы, в конце концов, это часть цены на все ежедневные покупки.
Пока у российских дорог остаётся репутация одной из национальных бед. Сегодня искали способы с ней справиться.
Часовые пояса и климатические зоны разные, проблемы с дорогами - одинаковые. В регионах - схожие трудности с финансированием строительства дорог и с поддержанием их в должном виде, констатировал Президент.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Нашему дорожному хозяйству денег не хватает. Все сразу вспоминают известную классическую фразу по поводу состояния дорог в нашей стране.
По установленным нормативам, потребность на ремонт и содержание автодорог федерального значения составляет около 200 миллиардов рублей, а для региональных и муниципальных - 650 миллиардов рублей. На эти цели в бюджете предусмотрены совсем другие средства. Дефицит довольно приличный..."
Этот дефицит нужно, пусть и не сразу, но восполнить, отметил Дмитрий Медведев. Многие губернаторы предлагают воссоздать региональные дорожные фонды. У правительства - свой план: дорожный инвестиционный фонд. Минфин и Минтранс вместе прорабатывают эту идею
Алексей Кудрин, министр финансов РФ: "Можно создать бюджетный Дорожный фонд, который не будет иметь недостатков старого Дорожного фонда. Он будет иметь преимущества в части формирования стабильных источников и увеличения дорожного строительства".
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Мы сможем больше строить на 15%, так как мы получим эффективность использования бюджетных средств при долгосрочных контрактах. Это примерно 70 миллиардов рублей на федеральном уровне, 65 - на региональном".
Игорь Левитин обратил внимание еще на одно обстоятельство: из-за разницы в ценах на бензин на российской границе бывают пробки: автомобилисты Польши, Литвы, других стран едут заправляться к нам
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "И какой выход? Повышать цены на бензин у нас в стране?"
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Можно это делать плавно..."
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Знаете, цены на бензин не могут радикально отличаться от мировых цен по понятным причинам, потому что это такой же товар, который продается свободно и покупается во всех странах. Но есть и некое наше конкурентное преимущество, связанное с тем, что мы все-таки производим много нефти и занимаемся переработкой. Далеко не все те страны, которые здесь упомянуты, этим занимаются точно так же, как мы".
Цены на топливо должны быть сбалансированными, с учетом интересов аграриев, других социальных групп, напомнил Медведев. По мнению Президента, говоря о возможностях отмены транспортного налога и увеличения акцизов на топливо, нужно помнить о социальной составляющей любого подобного решения.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Нужно самым внимательным образом отнестись к потребностям ветеранов и инвалидов, получивших автомобили в качестве социальной поддержки. Их материальное благополучие в результате работы по созданию дорожных фондов не должно существенно измениться".
Споры о том, как формировать дорожные фонды, чья это сфера ответственности - центра или регионов, идут нет один год. Губернаторы, которые сегодня участвовали в прямой видеоконференции с Президентом, в большинстве своем согласились: предложения правительства - это "шаг вперед".
Впрочем, подводя итог разговора, Дмитрий Медведев дал понять: вопрос по-прежнему открыт. Пока в дискуссии о Дорожном фонде и транспортном налоге поставлена не точка, а, скорее, многоточие. Вся проблематика дорожного хозяйства станет темой еще одного специального совещания у главы государства.