Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 января 2014, 21:25

Новый единый учебник истории будет разработан группой ведущих российских ученых

Новый единый учебник истории России будет создан группой авторов. Необходимость его создания объясняют просто - сейчас изданы несколько десятков пособий, каждое из которых трактует происходившее в России по-своему, причем практически все периоды существования страны.

Историю прибором не измерить, но кто и как ходил из варяг в греки, какую революцию считать великой - Октябрьскую или Февральскую, как правильно – "сталинский социализм" или "культ личности" - все-таки решили прояснить.

Историки уже встретились с Президентом, который обратился к ним с принципиальной просьбой - убрать из учебника весь идеологический мусор.

Исторические труды, где с историей обращаются вольно, давно никого не удивляют. Но если в книгах пишут о войне, а преступниками именуют красноармейцев, тут уже не до хладнокровия. Историк Александр Дюков с такими выдумками знаком - разоблачал их в своих книгах. Концентрация лжи - вот она, на полках. А если добавить оскорбительные статьи в прессе, в основном западной, и в интернете - можно целую библиотеку собрать.

"Разоблачение этих фальшивок не может происходить никак иначе, кроме как путем тщательного изучения истории. И историки отечественные, в общем-то, много сделали для этого", - считает Александр Дюков.

В России действительно о войне спорить нечего. Ни взрослым, ни школьникам не надо объяснять, чем Советский Союз отличался от нацистской Германии. Другое дело, когда речь идет о периодах, где мы и сами до конца не знаем, каким цветом писать картину - белым или черным.

"Многие нюансы, а иногда и принципиальные вопросы трактуются историками по-разному. И сказать здесь и сейчас, что эта точка зрения верна, а эта - нет, мы не можем, просто не можем", - уверен историк, профессор Высшей школы экономики Олег Будницкий.

Как писать единый учебник, когда об истории на всех углах еще спорят до хрипоты - главный вопрос, который скептики задавали авторам концепции школьного пособия. Владимир Путин, собравший историков в Кремле, ответил сразу всем.

"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события - это неотъемлемая часть нашего прошлого", - сказал Президент.

Самым сложным для оценки предсказуемо стал ХХ век. Взять хотя бы Сталина - для кого-то он кровавый тиран, для кого-то - создатель сверхдержавы. И попробуй помири тех и других. Но историкам удалось почти невозможное - формулировка "советский вариант модернизации" в описании того времени устроила практически всех.

"Это именно советский вариант. Мы написали сюда, в этот период, внесли и репрессии, которые были, и однопартийную систему. Но одновременно - развитие, и очень плодотворное развитие, науки, образования, культуры", - объясняет директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

А еще оказалось, что на историю по-разному смотрят не только из политических лагерей, но и из регионов. Каково это в Татарстане - слышать "татаро-монгольское иго"? Фраза, правда, обидная для обеих сторон.

"Если русский народ испытывал иго на протяжении нескольких веков, значит, он был не способен с ним справиться и терпел это. А если татары создали такую систему, как иго, значит, это был кровожадный, грабительский этнос", - перечисляет камни преткновения Радик Салихов, заместитель директора Института истории Академии наук Татарстана".

Новый, нейтральный термин – "политическая зависимость русских княжеств от Орды" -  как уверяют историки, еще и более точный. Отношения были сложные, да и само понятие "иго"  - изобретение не российских, а западных ученых.

Но и к тому, что изложенные в концепции трактовки понравятся не всем, ученые были готовы.  В советской истории одним будет мало слов о репрессиях, другим - о достижениях. Кому-то покажется, что в поисках компромисса мы жертвуем прошлым в угоду настоящему.

"В каждом историческом периоде России были свои сильные стороны. И ни в коем случае их нельзя забывать. И были свои, что называется, позорные страницы, о которых тоже забывать нельзя. Вот этот баланс - это и есть искусство историка", - говорит директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

Но при всем многоцветии этой палитры историки убеждены - общая картина должна объединять общество, а не разделять.

"Наша главная цель была - молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважение, но и понять свою, на опыте истории, меру ответственности каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за ее прошлое, как это было, а сегодня - за ее настоящее и за ее будущее", - объясняет Александр Чубарьян.

"Я думаю, что то, чем вы сейчас закончили, и является ключевым моментом всей нашей работы: чтобы люди поняли. Не только узнали о том, что было, и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем", - поддержал академика Президент Владимир Путин.

В Историческом музее свидетельства российской истории хранятся не только под стеклом. Он сам - будто летопись разорванного прошлого. Здание у Кремля строили еще в XIX веке, в 30-е годы по идейным соображениям уничтожили часть интерьеров. Недавно восстановили заново.

Окончательную точку в исторических спорах концепция преподавания истории наверняка не поставит, но, возможно, станет шагом к достижению согласия по вопросам, которые до сих пор раскалывают российское общество. И значение это имеет большее, чем просто написание учебника. Поиск примиряющего взгляда на прошлое - задача во всех смыслах историческая.

А вот последние два десятилетия жизни в России, вопреки ожиданиям, споров почти не вызвали. Авторы концепции решили здесь ограничиться максимально сухим изложением фактов. Давать оценки текущим событиям - дело все-таки политиков, а не историков.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей