Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 сентября 2011, 21:09

Следствием определены основные версии авиакатастрофы Як-40 под Ярославлем

Следствие выясняет причины крушения Як-40 под Ярославлем. На текущий день основные версии авиакатастрофы определны: техническая неисправность самолета и ошибка пилотирования – самолет не набрал достаточную скорость при разгоне и потерял управляемость. На все вопросы об истинных причинах ответит специально созданная комиссия, пока лишь можно говорить о предварительных версиях.

"Он летел низко над полосой; до конца полосы, я обратил внимание, что ему уже не хватает буквально высоты подняться", - рассказывает один из очевидцев трагедии, командир отделения Рыбинского ОМОН Дмитрий Коноплев.

Они упали, даже не успев толком взлететь. Очевидцы говорят: набрали не больше 10-15 метров. И это при том что ни на земле, ни в воздухе ничто не мешало нормальному взлету - погода была идеальной, а длина полосы позволяет, по документам аэропорта, принимать Ил-76 и Ил-96, которые куда больше Як-42.

Тем не менее, пытаясь взлететь, лайнер пробежал всю взлетку, 3 километра, хотя для подъема ему было достаточно втрое меньше. По словам сотрудника аэропорта, скорее ехал, чем разгонялся. А затем еще 400 метров шел по траве, приближаясь к антенне ближнего привода.

"Он сшиб мачту, полетели конструкции крыла, видно было, что уже сейчас он упадет, пошел под деревья немножечко, и упал буквально метров 300-350 от нашего катера", - рассказывает Дмитрий Коноплев.

Як-42 разбился на глазах у сотрудников ОМОН Дмитрия Коноплева и Олега Смирнова – они патрулировали акваторию. Полицейские прибыли на место в числе первых и увидели, что из разодранного натрое фюзеляжа выбираются люди, выжившие в огне и воде.

"Мы когда уже его в "скорую" отдавали, в руки врачей то есть, спросили, как фамилия. Он сказал: "Братишки, Галимов моя фамилия", - вспоминает моторист ОМОН города Рыбинск Олег Смирнов.

Следователи и эксперты выясняют, что привело к гибели лайнера. Версий две: технические неисправности и человеческий фактор. Говорили также о некачественном топливе. Аэродромные запасы горючего арестовали, взяли пробы. Выяснилось, что причина не в этом.

"Проблем с топливом здесь никогда не было, заправлялись все борты, до взлета этого борта ушел один борт на Санкт-Петербург и совершенно спокойно нормально долетел, заправлялся тем же самым топливом", - пояснил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.

Отсеивая все неподтвержденные версии, эксперты выявили две проблемы, которые могли привести Як-42 к крушению. Это неправильно установленный стабилизатор или помпаж двигателей. Проблемы технические, вот только возникают они, как правило, из-за невнимательности людей.

Версию неправильно выставленного стабилизатора рассматривали серьезно: ведь при его положении "на ноль" оторвать от земли переднюю стойку шасси не получится. Это, казалось бы, объясняет, почему самолет так долго разгонялся. Но когда достали из воды уцелевший хвост, увидели, что стабилизатор в порядке.

"Когда подняли киль, и были проведены замеры, ясно, что стабилизатор был установлен во взлетное положение", - сообщил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.

Тут, правда, есть нюанс, прояснить который сможет только расшифровка самописцев: когда именно стабилизатор оказался в положении "на взлет". Дело в том, что его необходимо выставить до начала разбега, а бывалые пилоты говорят: лучше вообще выйти из кабины и проверить своими глазами. Потом может быть поздно.

"Скорость примерно 70 метров в секунду. Допустим, они, пробежав где-то тысячу метров, хватились. Нужно было начать отклонять стабилизатор. Начали они его отклонять. Но стабилизатор отклоняется дискретно, то есть при нажатии гашетки он отклоняется только на два градуса", - высказал одну из версий заслуженный летчик России Владимир Герасимов.

15-20 секунд, чтобы понять, в чем дело, и довести стабилизатор до нужных 8,7 градуса, на взлетной скорости могут оказаться роковыми. Впрочем, повторимся: до расшифровки самописцев это только одна из версий.

Вторая - помпаж двигателя. Это аварийный режим: в турбине возникает завихрение воздуха, его выталкивает обратно, а топливо продолжает поступать; сильно обогащенная смесь горит, "выстреливая" языки пламени, которые неискушенному наблюдателю могут показаться взрывами. А потом резко падает тяга.

Помпаж двигателя может произойти, например, при попадании в воздухозаборник птицы, обломка или при попытке резко поднять нос самолета. Есть основания полагать, что летчик, чувствуя, что "не вписывается" в полосу, инстинктивно сделает именно это. Могло ли произойти так, что и стабилизатор, не давший взлететь сразу, и отсутствие тяги при резком отрыве от земли были звеньями цепи, приведшей к катастрофе?

И еще. У летчиков есть такое понятие: "рубеж на полосе". Это когда самолет еще не взлетел, но разогнался настолько, что тормозить уже опасно - машина наверняка выкатится с полосы и разобьется. Пилоты прекрасно это знают, и при возникновении неполадок при разгоне стараются не приближаться к этой "точке невозврата" и тормозить заблаговременно. У экипажа Як-42, при полосе втрое длинней необходимой, были все шансы остановиться. Почему летчики решили все же взлетать?

"Вся картина вырисовывается таким образом, что проблемы начались у экипажа не перед ударом, а в процессе разбега на взлет, - полагает председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. - Существует еще такое стационарное, фундаментальное авиационное правило: если ты в точке принятия решения на взлет не набрал нужную скорость, в этом случае 198 километров в час, ты обязан прекратить взлет".

"Черные ящики" еще до конца не расшифрованы, но время делать выводы на самом высшем уровне уже пришло. Дело в том, что фирма-владелец разбившегося лайнера "Як-Сервис" - кстати, в европейском рейтинге безопасности она еще в 2009 году заняла последнее место - это одна из небольших авиакомпаний, число которых уже не в первый раз требует сократить Президент. С самолетами именно таких фирм в последнее время чаще всего происходят аварии и катастрофы.

"Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это нужно в самый короткий срок, для того, чтобы эти авиакомпании имели силы, средства, деньги, чтобы обслуживать свои транспортные средства", - заявил глава государства.

"С 2012 года все воздушные суда, которые практически были произведены еще 20 и более лет тому назад, должны быть с установленными системами предупреждения столкновения с землей, системами предотвращения в воздухе. Это практически сделали единицы", - сообщил министр транспорта Игорь Левитин.

"Если сделали единицы, значит, тех, кто не сделал, закрыть надо просто. Закройте. Если они нарушали закон, так еще и к ответственности надо привлечь", - подчеркнул Президент.

Более того, по словам главы государства, ситуация вынуждает принять трудное решение: радикально обновить российский самолетный парк, даже, если придется, в ущерб отечественному авиапрому.

"По этой проблеме правительству придется, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, - заявил Дмитрий Медведев. - Потому что здесь тоже все непросто, и мы с вами понимаем, большинство летных происшествий происходит все-таки не из-за отказов техники, а из-за нарушений правил, которые действуют в гражданской авиации". "Надо и компании наказывать, и дисквалифицировать тех, кто попался, я имею в виду пилотов и так далее, потому что там тоже масса многих самых разных чудес, чего только не рассказывают; и, знаете, в советские времена такого не было, контроль был существенно выше; надо почистить тех, кто не готов работать", - сказал Президент.

И вот сегодня, 11 сентября, как сообщает пресс-служба Кремля, по итогам совещания по расследованию причин катастрофы Як-42, Президент утвердил перечень требований. Правительство должно до 15 ноября разработать комплекс мер по прекращению деятельности авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. Требуется также принять меры по усилению контроля за подготовкой летного персонала, работой авиакомпаний и пополнением самолетного парка современными машинами, независимо от страны-производителя. А сами самолеты должны быть укомплектованы аварийными радиомаяками и системами предупреждения столкновения, соответствующими международным стандартам.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей