Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 июля 2011, 21:54

Чем закончились революции в Северной Африке и где отдыхать тем, кто не поехал в Тунис и Египет?

В преддверии начала сезона отпусков все больше людей обсуждают, куда поехать летом. Одно из направлений массового туризма граждан России оказалось практически невостребованным в результате смены власти в Египте и Тунисе. Сегодня в Каире митингующие заблокировали все правительственные здания.

На премьере в каирском театре большинство - иностранцы. Туристы местный балет всегда обходили стороной, арабская весна внесла коррективы в маршруты - балет революции и пирамиды - самое модное блюдо сезона. Гиды объясняют: 10 лет назад Морис Бежар пытался поставить этот балет, поставили сейчас мы - в честь революции. Либретто в пару строк: эти пирамиды видели фараонов и пророков, теперь мы диктуем моду.

Мода на арабское горячим летом 2011 года. Площадь Тахрир в Каире, рыночная площадь в Тунисе, площадь перед верховным судом в Бенгази - уже понятно, что это новые точки в путеводителях по Ближнему Востоку и Северной Африке. Пока непонятно, что в этих путеводителях будет написано, это площади исторических побед или фатальных разочарований.

Здесь арабская весна переросла в арабское лето с соответствующим подъемом температуры дискуссии. Движение желающих протестовать на площади Тахрир пытается регулировать молодежь, обыскивая незнакомцев. Общая молитва под палящим солнцем - разгоряченные головы прикрыты революционными заголовками, особо горячим непрерывно подвозят лед. На митинг расходятся каждый на свою трибуну с мегафоном, слева - братья-мусульмане, справа - молодые демократы. Многочисленных торговцев чаем просят не снимать, подозревают, что они агенты охранки.

Это - пока одно из немногих достижений революции, которые можно предъявить туристам. Над вечным президентом можно потешаться и дергать за ниточки, выкрикивая самое здесь обидное - шакляк егуди, или еврейское лицо. Свежие повязки на лицах - это тоже последствия театра революционных действий, здесь рассказывают, что полиции был дан приказ резиновыми пулями стрелять по глазам.

"Наши лозунги с первого дня: достойная жизнь, свобода, социальная справедливость. Но коррупционеров не судят, люди Мубарака у власти, те, кто убивал наши товарищей, до сих пор служат в полиции. Мы продолжаем требовать перемен", - заявил член политсовета движения молодежь революции Сами Могди.

"Нам не по пути с этими прозападными студентами, но мы готовы к временному союзу ради победы. Они тянут с проведением выборов, пытаясь собрать сторонников, а братья-мусульмане готовы прямо сейчас - и народ нас не подведет", - говорит член организации "Братья-мусульмане" Али Хасан.

Именно "Братья-мусульмане" уже однажды поменяли президента в Египте - считается, что их боевики расстреляли Анвара Садата. Именно присутствие исламистов на египетском революционном олимпе пугает запад, поскольку именно Египет традиционно задает погоду во всем регионе.

Даже в соседнем Тунисе, где жасминовая революция первой опрокинула правящий режим, скромно переживают свои 15 минут славы - готовятся к выборам, судят президента и пытаются дистанцироваться от бунтующего соседа - Ливии, где президент Каддафи воюет со всем миром и повстанцами с переменным успехом, и кивают на Марокко, где обещаны выборы и перемены и европейская финансовая помощь в случае спокойного исхода событий. Арабское лето обещает быть самым жарким в Сирии, где режим Асада-младшего пытается безуспешно подавить восстание. По обрывкам информации из абсолютно закрывшейся от внешнего мира страны, известно лишь, что бои идут в Хаме - городе, который однажды уже был полностью уничтожен Асадом-старшим за бунт исламистов. Но везде, где горит или тлеет мировой пожар, оговариваются: это вас не касается.

"Туристические центры на затронуты, даже уж казалось бы в объятой сейчас войной Ливии туристы могут поехать и посмотреть изумительные туристические места. Все прекрасно понимают, что, если погибнет хоть один турист, не дай Бог, то эта страна на многие годы будет внесена в черный список для посещения туристами. И это естественно отразится крайне негативным образом на экономике данной страны, чего естественно будут стараться избежать всеми силами", - говорит главный научный сотрудник института востоковедения РАН Владимир Исаев.

Проект нового национального флага спасения в толпе, чтобы турист взглянул и понял: у нас есть, что посмотреть. Футболки и брелоки на лотках под ногами - тоже вряд ли напечатаны для революционеров. Но европейское лицо в толпе лишь одно - Хельга из Германии, и от камеры она бежит, объясняя, что дома умрут от страха, если узнают. Неумолимая статистика - за почти полгода театра революционных действий экономики Туниса и Египта потеряли из-за оттока туристов больше, чем свергнутые режимы, по подсчетам бунтующих, украли за время правления.

"Мы ждем перемен" - это и лозунг экскурсоводов у каирского музея. В жаркие революционные дни они тоже приходили на площадь Тахрир, чтобы охранять сокровища фараонов от наседающей толпы. Логика простая - это хлеб и после революции. На площадке перед музеем - русская и польская речь. Объясняют: в Восточной Европе привыкли, что все время где-то что-то происходит.

Сегодня безумство храбрых, приехавших в Каир вопреки запрету российского МИД, охраняют вооруженные полицейские. Причем туристы знают, что для посещения в Египте им не рекомендован Каир, в Тунисе - остров Джерба.

В получасе от площади Тахрир, в Гизе, уверяют, что не слышали ни о Мубараке, ни о революции, ни о происходящем у соседей. За вопросы о революции обещают сдать в полицию за непристойное поведение на туробъекте.

Революции революциями, а экскурсионные автобусы здесь ждут по расписанию. Получается, что бунтарские надписи с требованиями перемен с одной стороны стены - это для местного пользования, это миг на фоне седых пирамид с другой стороны стены, где революция подается как дополнительная островатая восточная специя.

Туристам показывают триумф на сцене - революция победила. За сценой знают цену этой победы - революционно урезанные бюджеты по всем социальным статьям, образование и медицина только в Египте до конца года недополучат почти по 200 миллионов долларов. Комендантский час отменен, но любого иностранца предупреждают: если оказались в городе, не отходите от гида и слушайтесь его беспрекословно.

"Мы делаем все, чтобы туристы не заметили, как нам тяжело. Мы ждем гостей и улыбаемся - пусть никто не узнает, что это такое, пережить революцию. Надеюсь, мы доживем до лучших времен", - говорит профессор Каирского университета, писатель Саахар Аль-Муги.

Читайте также: