Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 декабря 2011, 14:17

После убийства бессменного Муамара Каддафи в Ливии установились законы «Калашникова»

Продолжается цикл, посвященный событиям на Севере Африки, которые получили название "арабская весна". Теперь речь пойдет о Ливии, стране, которая пролила больше всех крови. После свержения и убийства, казалось, бессменного Муамара Каддафи, в государстве изменилось все. Здесь теперь и другие законы - законы "Калашникова". Кто теперь в Ливии хозяин?

Экскурсия по пустым витринам. Доктор Салех рассказывает по памяти о бесценных экспонатах, которые он поклялся сберечь, пусть даже ценой жизни - своей и двух хранителей, посвященных в тайну, куда спрятаны сокровища Ливии. "Это 3 грации, мы не смогли их унести в тайники, поэтому спрятали самое ценное - головы. Мы помнили судьбу наших коллег - хранителей багдадского музея, не сберегших сокровища Ирака при свержении Саддама", - рассказывает директор музея Триполи Салех Алгаб. Музей беззащитен. Победители изрезали портрет Каддафи и разбили стекла на любимом автомобиле диктатора.

За трофеи дерутся на руинах резиденции Каддафи, Бабаззизии. Стреляют потому, что это привычно и просто. Трофейный "Калашников" на этом рынке диктует цену жизни, люстры, поношенных шмоток, которые кому-то уже не пригодятся. Боевые псы - как дополнение к автоматам и гранатометам, просто детская забава.

Плакаты вдоль дорог - опасность. Жители уверяют, что заминированы все обочины вдоль побережья. После 9 месяцев войны не разобрать, чьи тонны забытых снарядов готовы испортить пейзаж. С дороги просят не сворачивать: в каждой деревне может быть своя власть. Хотя власть официальная уверяет: "Мы контролируем всю территорию страны, - но признает: - днем в Триполи относительно спокойно, ночью здесь не ответят, кто стреляет на соседней улице". Кажется, что все против всех. Закон "Калашникова".

 "Мы начали операцию по изъятию оружия у населения, но режим Каддафи обладал такими запасами, что это займет длительное время, - говорит глава военной администрации Ливии Ашур Ашинди. - Мы обыскиваем машины, въезжающие в Триполи, чтобы не пускать сюда вооруженных людей, поскольку часты случаи сведения счетов прямо в столице".

Город проклятых - Тауара. Несколько месяцев назад здесь жили 25 тысяч человек. Сейчас – никого. Чтобы узнать, правда ли, что жители города с войсками Каддафи штурмовали соседнюю Мисурату, правда ли, что победившая Мисурата отомстила соседям, не пощадив ни женщин, ни детей. Оставшиеся в живых, по слухам, прячутся в пустыне. Грузовики проносятся мимо таблички: "Тауары нет". Только попробуйте вернуться. Сегодня Тауара превращена в закрытую военную зону. Вход сюда строго запрещен. Военные предупреждают, что даже сожженные дома могут быть заминированы - на случай, если кто-то выжил и попытается вернуться. Изгои революции.

Герои революции в Мисурате фотографируются у золотой руки, которой Каддафи грозил американцам из своего дворца. Это их трофей. На главной площади - то, чем их убивали и разрушали их дома. По слухам, сегодня мисуратская группировка контролирует треть страны, остальное - бенгазийские и трипольские.

Ахмед аз-Синуси - представитель еще одной силы. Сторонники целуют руки потомку ливийских королей, племяннику свергнутого Каддафи Идриса IV и члену реввоенсовета. 31 год он ждал казни в одиночке. Теперь соратники жадно ловят его идеи, как жить.

"Жить по шариату. Мы отменили запрет на многоженство. Око за око, руку за кражу. Собаке - собачья смерть. Я имею в виду предателя Каддафи. Наверное, его можно было бы судить, но народ его не любил и свершил свое правосудие", - считает член Национального переходного совета Ахмед аз-Зубеир Ахмед аз-Синусси.

Здесь не говорят о том, что именно Каддафи заключал тайные международные пакты о борьбе с исламским терроризмом. Те, кого тогда выжигали огнем и мечом, сегодня рассказывают о своей борьбе, обещая ливийский джамаат "Аль-Каиды" на востоке, в Эль-Бейде.

Шейхи, учившиеся где-то между Саудовской Аравией и Катаром, проповедуют и под Триполи. Встретиться с шейхом Рабба могут только последователи идей пророка и только мужчины.  "Нас преследовали за бороды, за изучение Корана, за то, что мы, салафиты, несли слово пророка. Теперь мы открыто заявляем: Ливия - исламская страна, в которой нет места идеям неверных", - заявляет шейх Мохаммед Рабба.

"Я знала, на что соглашаюсь. Я знаю, что мне здесь небезопасно. Но у меня нет выбора. Отказаться, вернуться – значит, предать свою страну. Я буду бороться с коррупцией и делать только правильные вещи", - заявляет министр здравоохранения Ливии Фатима Хамруш. Доктор Хамруш позволяет себе 3 часа сна в сутки. В 6 утра – завтрак. И – в бой с посттравматическим синдромом целой страны. Родина призвала ее из Ирландии. Она по-европейски искренне пытается понять, почему нужно жить в отеле под охраной, и почему ее победившие соратники не могут договориться, кто в Ливии хозяин.

"Мы готовы умереть, но сохранить сокровища Ливии, не для власти - для цивилизации, - утверждает археолог Усама Креймер. – Те, кому досталась власть, только сейчас признали: у них похищено сокровище Бенгази. Его хранили в банке. Под шумок боев кто-то взорвал стену. Золото Александра Македонского, тайная коллекция ливийских королей, к которой Каддафи не подпускал даже ученых. Тот, кто брал, знал, что берет. Только сейчас мы смогли обратиться в Интерпол".

"Хранители знают: что бы ни было, один из нас обязан выжить и дожить до безопасных времен. Однажды нам, конечно, прикажут открыть тайники. Но пока не до нас", - говорит директор музея Триполи Салех Алгарб.

Экскурсия по пустым залам. Доктор Салех объясняет: "Мы вернем сокровища цивилизаций, когда поверим: они не станут военным трофеем тех, кто живет по "законам Калашникова". Значит, будем ждать возвращения цивилизации".

Читайте также: