Международный кинофестиваль в Токио (TIFF) ежегодно проводится с 1985 года. Это крупнейший кинофестиваль в Азии, который является единственным в Японии официально аккредитованным Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). В разное время участниками и лауреатами фестиваля TIFF становились Алехандро Гонсалес Иньярриту, Александр Сокуров, Аки Каурисмяки, Цай Минлян и другие. В этом году фестиваль откроется фильмом Вима Вендерса «Прекрасные дни».
Действие в фильме «Воздух» происходит во время Великой Отечественной войны. В смешанный авиационный полк прибывает подразделение юных девушек-летчиц, среди которых героини, сыгранные Анастасией Талызиной и Аглаей Тарасовой. Все они — еще юные, необстрелянные и пока не совсем понимают, что такое война. Девушкам приходится трудно в мужском мире, но они день за днем доказывают, что они не хуже мужчин.
Также в фильме снимались Сергей Безруков, Елена Лядова, Антон Шагин, Кристина Лапшина, Мария Мельникова.
Анастасия Талызина и Аглая Тарасова
Сергей Безруков
режиссер, соавтор сценария
Для нас было важным не только создать глубокий, эмоциональный и интересный фильм, но и максимально передать ощущение документальности происходящих на экране событий, чувства пилотов в кабинах самолетов, аэродромный быт и искренность чувств. Большую часть фильма мы посвятили сценам боев, и горжусь тем, что нам удалось снять их с максимально возможной подлинностью.
Алексей Герман-младший
Производством картины занимались кинокомпании METRAFILMS и «Амедиа Продакшн» при поддержке Первого канала, Фонда Кино, Фонда «Кинопрайм», Киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.
Съемки заняли более трех лет и включали в себя несколько блоков. Натурные съемки проходили в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях, а также в Карелии. В съемках воздушных боев, которые порой проходили в сложных метеоусловиях, были задействованы несколько типов самолетов с закрепленными на них камерами. Были воссозданы советские и немецкие полевые аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады, развалины Сталинграда и множество иных объектов. Специально для фильма творческая группа воссоздала с исторической точностью большое количество полноразмерных моделей самолетов военного времени. Некоторые из них теперь экспонируются в музее в Кронштадте. Также было изобретено оборудование, которое позволяло артистам при съемках схваток в воздухе в павильонах испытывать настоящие перегрузки.
генеральный продюсер
На мой взгляд, «Воздух» — лучшая картина Алексея Алексеевича Германа. Если и раньше ему были подвластны и стиль, и небанальность повествования, то сейчас он обрел эмоциональность. А когда режиссеру удается захватить эмоциональную сферу зрителя и в течение двух с небольшим часов заставлять его улыбаться и плакать, для меня это и есть Настоящее кино. Завидую тем, кто будет смотреть это впервые.
В ходе съемок сцен воздушных боев был применен революционный для российского кино набор технологий — в павильоне «Главкино» был построен самый большой в России LED-экран, который по размерам был сопоставим с четырехэтажным домом, также помимо основного экрана, в съемках применялись потолочные, подкатные и подвесные экраны, общая площадь которых составила более 800 кв. м.
Наряду с этим во время съемок использовались инновационные технологические устройства для полноразмерных моделей самолетов, технология IN-CAMERA VFX, которая давала возможность синхронно интегрировать графику прямо на съемочной площадке. Это первый случай в мировой кинопрактике, когда для съемок воздушных боев были применены технологии Virtual Production.
генеральный директор киностудии «Ленфильм», продюсер
Тема военного кино для «Ленфильма» исторически одна из важнейших. «Женя, Женечка и "Катюша"», «Двадцать дней без войны», «Небесный тихоход» — эти ленфильмовские картины знают и любят миллионы зрителей. Картина Алексея Германа-младшего «Воздух» продолжает эту нашу традицию. Действие фильма начинается в блокадном Ленинграде, в основе сюжета — события тяжелого и героического для нашего города и всей страны времени, и особенно важно что он снят именно сейчас, когда Петербург отмечает памятные блокадные даты. Уверен, «Воздух» оценят и зрители, и критики. Это масштабное и очень качественное кино о войне.
Анастасия Талызина
продюсер
Такого Германа зритель увидит впервые: это авторское кино большого художника и одновременно масштабный визуальный аттракцион. История главных героинь — хрупких девушек, которые за штурвалами военных самолетов защищают свою страну, — тронет сердца зрителей любого континента.
Художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная, обладательница «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад в киноискусство художника-постановщика и художника по костюмам на МКФ в Берлине 2018 года, создала эпоху военного времени, традиционно уделяя особое внимание деталям. Значительная часть костюмов была сшита вручную в полном соответствии с реалиями Великой Отечественной войны.
Елена Лядова
художник-постановщик, художник по костюмам
Для меня было очень важно ощутить ткань времени, погрузиться в мир каждого героя, детально и художественно воссоздать быт войны, где важно все — начиная от реконструкции больших военных аэродромов, заканчивая малыми деталями. Ведь даже ткань для костюма мы воспроизводили с нуля, обращаясь к технологиям прошлого, начиная создание с нитки и только после уже плели саму ткань.
Режиссер:
Алексей Герман-младший
Авторы сценария:
Елена Киселева, Алексей Герман-младший
Генеральные продюсеры:
Артем Васильев, Константин Эрнст
Продюсеры:
Сергей Титинков, Наталия Клибанова, Федор Щербаков
Художник-постановщик, художник по костюмам:
Елена Окопная
Операторы:
Наталья Макарова, Юлия Галочкина, Константин Постников
В ролях:
Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина, Елена Лядова, Сергей Безруков, Игорь Митюшкин, Антон Шагин, Олег Гринченко, Мария Мельникова и другие
Производство:
METRAFILMS, «Амедиа Продакшн» при участии Первого канала, Фонда Кино, Фонда «Кинопрайм», Киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга, Россия, 2023