Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от проекта «День Победы»?
Сообщить о технической проблеме

Спецпроект к 75-й годовщине Победы: легендарная полуторка

История легендарного автомобиля, спасавшего в годы войны миллионы людей, — в репортаже Кирилла Брайнина.

Во времена полуторки понятия комплектации, конечно, не существовало, ну а теперь это, скорее был бы список того, чего тут нет.

Итак: гидроусилителя руля нет, усилителя тормозов нет, даже печки нет. А во время Великой Отечественной войны ради экономии металла и двери не ставили. Разгон до сотни? Никто не пробовал, максимальная скорость 70 км/ч и только по паспорту. Плюс коробка передач без синхронизаторов, т.е. переключение требует известной сноровки.

В общем, если отбросить в сторону романтику, современному водителю  управлять полуторкой мучительно трудно даже в таких тепличных условиях. А теперь давайте добавим мороз, разбитые дороги и, главное, войну – и сразу становится понятно, что словосочетание «железные люди» – это не фигура речи.

Еще острее чувствуешь разницу, когда узнаешь, кто крутил эту тяжеленную баранку почти восемьдесят лет назад. За руль полуторки Наталья Владимировна села в 1942 году – ей тогда только исполнилось 18, и в гараже ее звали Наткой.

В блокадном Ленинграде она работала на лесозаготовках – сразу после ускоренных шоферских курсов и совсем не по учебнику.

Чтобы понять, чем для страны была эта машина, достаточно сказать, сколько их выпустил Горьковский автозавод – больше 800 тысяч. И то первый массовый грузовик в Советском Союзе. На заводе к нему и отношение до сих пор, как к ребенку.  

Все, конечно, знают, что полуторка – это американский Ford AA, но с серьезными доработками под советские дороги. В 30-е это был колхозный труженик, а в 41-м – солдат.

Во время войны конструкцию упростили по максимуму. Вместо штампованных крыльев – согнутые из кровельного железа, передние тормоза убрали, двери заменили едва заметными перегородками, но главное, что сразу  бросается в глаза в военной версии, – это единственная фара, та что осталась на кадрах кинохроники, освещая путь по Дороге жизни в блокадный Ленинград.  

На десятом километре Дороги жизни стоит памятник полуторке. На постаменте так и написано: «Памяти машины-солдата». И это не макет и не восстановленный автомобиль, а бронзовая скульптура, если угодно – портрет, в котором для автора, скульптора Сергея Исакова, тоже много личного. Его отец в войну был и танкистом, и водителем того самого легендарного грузовика. Над памятником Сергей работал вместе со своим сыном, совсем еще молодым человеком. Возможно, так и передается та самая память поколений. А еще усилиями неравнодушных людей, которые восстанавливают технику времен войны. В гараже Юрия Москвина много разных машин, но к полуторке особое отношение – хоть на фоне более мощных собратьев грузовичок и не выглядит серьезным бойцом.


Тематические категории:
Комментарии загружаются