Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от проекта «День Победы»?
Сообщить о технической проблеме

Спецпроект к 75-й годовщине Победы: «летающий танк», штурмовик Ил-2

Младший сын Сергея Ильюшина родился через десять лет после войны — и, выходит, самолет Ил-2 который создали его родители — в каком-то смысле тоже родственник. В семейном архиве немало фотографий тех, чью судьбу определил легендарный штурмовик.

Ефимов Александр Николаевич, дважды Герой Советского Союза, который два Героя заработал на штурмовиках, всегда говорил при встрече с отцом: «Сергей Владимирович, ваш самолет спас мне жизнь».

И так говорили многие герои Великой Отечественной.

Звезду Героя Николай Наумович Кирток получил в 1945 году, когда за плечами было уже больше двухсот боевых вылетов. Но запомнился один из первых — его Ил-2 подбили сначала зенитки, а потом два «Мессершмитта» над линией фронта.

Легендарная живучесть Ил-2 подарила шанс многим летчикам. Главная, так сказать, фишка конструкции — бронекорпус — вся носовая часть с кабиной, двигателем и бензобаками — состоит из листовой брони, причем листы не навешивались на каркас, а стали частью силовой схемы.

На вооружении «летающего танка» две пушки в консолях крыла, два пулемета, авиабомбы и реактивные снаряды. А еще пулемет стрелка, который ставили на двухместную версию — такой ее задумал Ильюшин, но в серию пошел сначала одноместный облегченный вариант Ил-2.

Немцы дали ему прозвище «Черная смерть» за чудовищную огневую мощь, от которой не было спасения ни танкам, ни пехоте противника. Но были и слабые места.

Николай Нилов в 1943 году пришел в КБ Ильюшина тринадцатилетним мальчишкой и работал учеником фотографа. А на заводе в Куйбышеве в военные годы штурмовики собирали подчас тоже совсем еще дети — вот они на фотографии, которую много лет хранит Иван Белозеров. В сборочный цех он впервые вошел в 1941 году и до сих пор помнит последовательность операций.

В Великую Отечественную заводы собрали почти 36 тысяч Ил-2 — это самый массовый самолет второй мировой — но и боевые потери были большими — 11 с лишним тысяч.

Единственный летчик, прошедший на одной машине всю войну — герой Советского Союза Генрих Гофман. Фотография того самого ИЛа в полете — семейная реликвия. Свой штурмовик Гофман перегнал в тыл за несколько месяцев до победы.

К 1945 году в самолете Генриха Гофмана было больше шести сотен пробоин от снарядов и пуль. И, конечно, ни в одной даже самой подробной инструкции не могло быть описано то, что пришлось преодолеть летчикам в небе Великой Отечественной.

В мире сейчас всего два летающих Ил-2. А этот — музейный экспонат, который, конечно, никогда не оторвется от земли. Но это настоящая боевая машина. В 1942 году подбитый немецкими истребителями Ил-2 совершил вынужденную посадку в Новгородской области, в конце 70-х его нашли и достали из болота, восстановили, и он еще участвовал в киносъемках. И вот опять пригодился.

Тематические категории:
Комментарии загружаются