Как сложилась судьба мальчика Васятки из «Тройки» Перова в реальной жизни? Действительно ли Шишкин никогда не писал медведей? Почему Борисов-Мусатов видел призраков? И правда ли, что именно «Демон поверженный» сыграл роковую роль в судьбе Михаила Врубеля? Ответы на все эти вопросы — в проекте «Арт и Факт».
Режиссер Олег Гусев считается одним из главных мастеров короткого видео. На его счету сотни музыкальных клипов для ведущих российских артистов, а также множество телевизионных проектов («Старые песни о главном. Посткриптум», «1-й скорый», «Первый дома», «Красота требует»). «Арт и Факт» стал его первой работой в жанре исторической новеллы.
Русские художники конца XIX – начала ХХ века являлись двигателем культуры страны. Истории, связанные с написанием этих работ достаточно занимательные, интересные и порой трагические. Этот проект уникален тем, что это новый взгляд и новое прочтение историй, о которых люди, может быть где-то что-то и читали, но не знали точно. Впрочем, это не документальный фильм, это художественный вымысел, созданный на основе фактов.
Главные роли исполнили: Артур Ваха (Шишкин), Владимир Кошевой (Врубель), Дмитрий Могучев (Перов), Владислав Комаров (Борисов-Мусатов).
Когда мне предложили сыграть художника Шишкина, я сказал: «конечно да», затем были пробы с Олегом Федоровым. Со Светой Рассохиной, художником по гриму, очень тщательно подбирался образ. Грим хороший, не сравнить с другими проектами, где все делается наспех.
К живописи меня еще матушка приучала. Помню, у нас было очень много альбомов по живописи дома. Готовясь к роли, я изучил все картины Шишкина и, конечно, «Утро в сосновом бору». Во время работы на площадке рождался образ, это была совместная работа с режиссером. Наша новелла снята в жанре комедии, мы пытались немножко облегчить восприятие, отойти от сухих фактов биографии. Ситуация, которая легла в основу сюжета, была достаточно комедийная и нелепая с тем, как мы ходили по лесу искали медведя. Вот так решил режиссер, мы подхватили эту ситуацию.
Художник-постановщик – Елена Жукова («Карамора», «Матильда», «Бендер: Золото империи», «Елки-5», «Каникулы строгого режима»).
Съемки проходили в роскошных интерьерах Юсуповского дворца, Дома архитекторов, особняка Кельха, мастерской Куинджи в Петербурге. Для каждой новеллы была создана копия картины в натуральную величину. Самая масштабная, более трех метров в длину – «Демон поверженный» Михаила Врубеля.
Это фильм о четырех художниках. У каждого из них по-своему сложилась жизнь, у кого-то она была слишком коротка. Все четыре новеллы в разных жанрах, зритель будет переходить из одного состояния в другое: смешное про Шишкина с медвежатами, реализм у Перова, мистика у Борисова-Мусатова. У нас были локации леса, Петропавловской крепости, в Доме ученых. В Петропавловской крепости мы рынок делали. Это не так просто: там и прилавки, и навесы, и тенты, и кукольный театр. Это балаганчик, который по историческим мотивам нужно было нарисовать и начертить. Все нужно было оживить. И самое главное, нужно выбрать самые правильные точки и ракурсы, чтобы в кадр не попали современные элементы. Тяжело было готовить площадку «дом Третьякова». Одних картин нужно было развесить более 150. Все, что можно было взять со склада «Ленфильма», мы вывезли и развесили. И все равно режиссеру казалось, что этого мало. Ему хотелось, чтобы картины висели от пола до потолка, как это и было в реальности дома у Третьякова. К тому же нужно было избежать вопиющих несовпадений картин эпохе. Справиться помог Союз художников и вся съемочная группа.
«Арт и Факт» переводит изобразительное искусство в плоскость кино, придает ему новую жизнь, рассказывает об исторических событиях, нашедших отражение в картинах. Непрерывный диалог прошлого с настоящим, сохранение ценностей, их узнавание и переосмысление – необходимая часть нашей жизни. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть историю создания шедевра, его судьбу или характер автора, каждая из серий выполнена в своем жанре.
Проект создан компанией «Континентал Нью Медиа» на базе киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Генеральные продюсеры:
Владислав Рабинов, Николай Кудряшов
Исполнительные продюсеры:
Ирина Гусева, Ирина Павлова
Режиссер:
Олег Гусев
Автор идеи:
Инга Ильм
Оператор:
Андрей Воробьев
Художник:
Елена Жукова
Композитор:
Феликс Ильиных
Актеры:
Артур Ваха, Владимир Кошевой, Дмитрий Могучев, Владислав Комаров
Производство:
«Континентал Нью Медиа», «Ленфильм», Россия, 2022