5 причин посмотреть сериал «Фарца»
4 декабря 2015
На Первом канале — премьера сезона, история про дружбу и любовь, которые разрушаются в погоне за деньгами. О том, почему нельзя пропустить сериал «Фарца», — в материале 1tv.ru.

Захватывающий сюжет, основанный на реальных событиях

История, которая лежит в основе фильма, сочетает художественный вымысел с историческими фактами и разворачивается в Советском Союзе начала 1960-х. Пытаясь спасти друга от беды — он задолжал огромную по тем временам сумму, пять тысяч рублей — четверо молодых людей ввязываются в аферу, которая обещает принести быстрые деньги. Но настоящие трудности начинаются, когда друзьям, все больше увлекающимся фарцовкой, улыбается удача, и на них обращают внимание настоящие профессионалы подпольного бизнеса.

Александр ЦекалопродюсерРечь пойдет о друзьях, которые вступились за одного из них, пожертвовали своими мечтами и стали фарцовщиками. Чем лучше у них это получается, тем дальше от них их мечты и надежды.

Изображение © Среда, продюсерская компания

В сериале задействованы и реальные персонажи той эпохи, например герой Александра Яценко таксист Сережа. Подпольный спекулянт и валютчик, он возил с собой по одной туфле и всегда безошибочно мог определить размер ноги потенциальной покупательницы.

Другой представитель эпохи фарцовщиков — Ян Рокотов, чье дело вызвало широкий общественный резонанс не только в СССР, но и на Западе. В начале 1960-х Рокотов со своими друзьями Владиславом Файбишенко и Дмитрием Яковлевым организовал подпольную сеть для обмена валюты и скупки вещей иностранных туристов. При обыске у него на квартире было изъято $1,5 млн. Первоначально все трое были осуждены на восемь лет лишения свободы за валютные спекуляции, но позже суд ужесточил наказание до 15 лет. Поворотным в судьбе Рокотова и его товарищей стало личное участие в процессе Никиты Хрущева — после зарубежной поездки, в которой генсеку попеняли на масштабы черного рынка в СССР, он распорядился пересмотреть дела уже осужденных фарцовщиков и внести изменения в соответствующую статью Уголовного кодекса. Дело Рокотова, Файбишенко и Яковлева было еще раз пересмотрено, и по новому законодательству все трое были расстреляны.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Егор Баранов режиссерЧтобы показать ту эпоху максимально достоверно, продюсеры и сценаристы проекта Александр Цекало и Александр Котт разыскивали людей, которые занимались подобным бизнесом с 60-х по 80-е и записывали их воспоминания. Я видел на столе у продюсеров целые тома историй бывших фарцовщиков и разного рода спекулянтов, многие из них сейчас достаточно известные, успешные и интересные люди. Это материал вдохновлял нас и частично вошел в сценарий.

Создатели сериала утверждают, что «Фарца» это не просто дань моде на все советское, ярко проявившейся в том числе и в кино. Ярко закрученный, авантюрный сюжет дополнен и любовной линией, так что сериал придется по вкусу не только старшему поколению, желающему вспомнить молодость, но и молодежи.

Егор БарановМне нравится "Оттепель" и "Стиляги" Валерия Тодоровского, но мы не стремились быть похожими на эти фильмы. Это не мюзикл, как "Стиляги" и не камерное лирическое произведение, как "Оттепель". Наша история более дерзкая. Она про другое, "Фарца" — это драматический авантюрный фильм.

Разнообразие характеров: найдите себя в персонажах

Четверку друзей, вокруг которых разворачивается сюжет сериала, составили персонажи с совершенно разными характерами. В каждом из них зритель найдет что-то близкое лично себе.

Главный герой, на котором держатся взаимоотношения ребят, Андрей Трофимов — молодой комсомолец, искренне верящий в советские идеалы, прирожденный лидер. Его мечта — написать великий роман, а настоящий писатель, по его мнению, должен знать жизнь не понаслышке. Поэтому Андрей, не окончив университета, отправляется в армию, а потом на стройку Братской ГЭС. Со школы влюблен в девушку Надю, на которой собирается жениться, как только заработает на свадьбу.

Андрея играет Александр Петров, запомнившийся ролями Ваньки Котова в драматическом сериале «Обнимая небо» и Вадика «Пулемета» в «Законе каменных джунглей».

Александр ПетровФарцовщики были людьми, которые были готовы к свершениям, к покорению вершин, ради себя, ради друзей. Против системы и серых масс. В каждой из сцен мы находили им оправдание — надо быть талантливым и обаятельным, чтобы придумать, как записать "рок-н-ролл на костях", чтобы найти и продать из-под полы джинсы и фирму. И иметь талант при этом, быть не пойманным. Мой герой — живой, он разный — и хороший и плохой, но главное, он честен по отношению к самому себе.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Лучший друг Андрея Константин Германов по кличке «Костыль» — полная его противоположность. Несмотря на высокое социальное положение (он сын уважаемого судьи), Костыль — робкий и замкнутый мечтатель. Учится на Мехмате МГУ, хочет заниматься наукой.

Роль Костыля досталась представителю творческой династии Алексею Веселкину младшему. На его счету главная роль в фильме «День дурака», а также участие в таких картинах как «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Бедная Настя».

Алексей ВеселкинПро фарцу я спрашивал у деда и родителей. Дед — эстрадный артист и в то время ездил за границу, занимался легальной фарцовкой — то, что привозил, сдавал в комиссионки. Папа менялся пластинками, а однажды его чуть не выгнали из школы за то, что он пришел в джинсах и красных носках.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Еще один школьный друг Андрея Трофимова — душа компании и бабник Борис Целлер. Ловкий, остроумный и смелый, Борис пользуется популярностью у женщин и обладает важными связями, которые не раз выручают друзей в тяжелых ситуациях. Придумывает множество фарцовочных комбинаций и не боится ответственности.

Целлера сыграл Филипп Горенштейн, появлявшийся в эпизодических ролях в фильме «Взрослая дочь, или Тест на…» и сериале «Папины дочки».

Филипп ГоренштейнМой герой самый смелый еврей в Советском Союзе, он любит женщин, красиво одеваться и музыку. Мне кажется, если бы я жил в это время, я был бы таким же. Ну, может быть, не таким дерзким. Мой дедушка занимался фарцовкой и устраивал нелегальные рок-н-рольные вечеринки.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Последний в этой разношерстной компании — Санек Демин, который, если бы не дружба с Андреем, Костылем и Борисом, наверняка стал бы бандитом. Санек вырос без отца, после армии устроился механиком-сторожем в гаражный кооператив. Несмотря на простое советское настоящее, мечтает о другом будущем — для девушки, в которую он тайно влюблен, Санек готов на все.

Этого персонажа на экране воплотил актер Максим Емельянов, который уже работал со своим экранным другом Алексеем Веселкиным в мини-сериале «Далеко от войны». Кроме того он снялся в сериале «Стройбатя», фильмах «Индиго» и «Кука».

Максим ЕмельяновМой герой Санек, вырос один, и все что у него есть, это дружба. Он добивается всего сам, но друзья для него самое главное, и если надо спасти друга — он все для этого сделает, не подведет!

Изображение © Среда, продюсерская компания

Главных героев искали больше четырех месяцев. Кастинг шел так долго, потому что предстояло выбрать друзей с абсолютно разными характерами, чтобы в каждого из них зритель мог влюбиться, а главное, чтобы между ними была дружба и химия отношений.

Егор БарановКастинг шел четыре месяца, мы перебрали много актеров, для меня главным было, чтобы чувствовалась какая-то светлая энергия в них. Когда мы собрали их всех вместе, мы поняли, что они абсолютно наши герои. Более того, постепенно между ними стали складываться отношения как в фильме. Такие же подколки между собой, характерное поведение. Это было очень забавно наблюдать со стороны — что в кадре и за его пределами происходило приблизительно одно и то же.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Звездный актерский состав

Если на главные роли были выбраны талантливые, но пока не слишком узнаваемые актеры, то в целом исполнительский ансамбль составлен из настоящих звезд отечественного кино.

Отца Нади Востряковой, искреннего и честного майора милиции, который идет по следу фарцовщиков, играет Алексей Серебряков, исполнивший, среди прочего, главную роль в номинированном на «Оскар»-2015 фильме Андрея Звягинцева «Левиафан».

Изображение © Среда, продюсерская компания

Подпольного миллионера, расстрелянного за фарцовку, Яна Рокотова сыграл Евгений Цыганов («Прогулка», «Питер FM», «Оттепель», «Битва за Севастополь»).

Егор БарановУ Цыганова очень интересный персонаж. Мы договорились, что за всю свою роль он не произнесет ни слова. Даже когда понимает, что пропал. И в этом его молчании сразу проявляется какая-то сила, интрига.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Александр Яценко (Егор Мячин из «Оттепели») играет таксиста по прозвищу «Сережа Берем-и-едем», еще одного непридуманного героя той эпохи.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Роль главного отрицательного персонажа, человека, который и втянул друзей в незаконные махинации, досталась Евгению Стычкину (одна из самых запоминающихся из более, чем 80 его киноролей — эпизодическая: в фильме «День выборов» Стычкин сыграл лидера квартета «Стоматологи»). Криминальный авторитет Максим Понтонов («Понт») — внешне образцовый советский человек, работник фотоателье, а на деле — глава преступной сети, охватившей пол-Москвы.

Егор БарановЭто необычная роль, он получился обаятельный и отвратительный одновременно. Я надеюсь, что его будут ненавидеть все зрители!

Изображение © Среда, продюсерская компания

Женская часть актерского ансамбля, может и не имеет пока звездного статуса, но уже успела заслужить любовь аудитории. Возлюбленную главного героя сыграла Зоя Бербера, Лера, в которую был влюблен Колян из «Реальных пацанов».

Роль младшей сестры Бориса Целлера, Зину, которая безответно влюблена в главного героя, исполнила Таисия Вилкова, которая к своим 18 годам успела сыграть с Владимиром Машковым в «Григории Р.» и с Еленой Яковлевой в «Вангелии».

Изображение © Среда, продюсерская компания

Внимание к деталям: советская эпоха передана до мелочей 

Атмосфера эпохи в фильме передана вплоть до мельчайших деталей. 1961 год, Советский Союз вывел человека в космос, испытал водородную бомбу, запустил Братскую ГЭС. Подъем чувствуется во всех областях общественной жизни.

Егор БарановЯ пересмотрел всю классику 60-х. Естественно, есть отсылки к кино: к "Июльскому дождю", "Я шагаю по Москве", "Девять дней одного года", "Три плюс два". Был классный период в кинематографе, где герои живут в кадре и дышат свободным гражданским воздухом. Поэтому хотелось, чтобы этот дух передался и в нашем проекте.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Но в то же время, быт советского гражданина оставался на послевоенном уровне, приветствовался стиль жизни «как у всех». Именно тогда появляются отдельные граждане, стремящиеся выделиться из толпы, первые фарцовщики и стиляги.

Егор БарановС точки зрения эстетического мира, хотелось показать, что это было модное и стильное время, не менее модное, и не менее стильное, чем в 60-е годы в той же Англии и Америке.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Как всегда на съемках подобных исторических проектов, сложности возникли с поиском и подбором реквизита и костюмов. Съемочная группа буквально охотилась за различными раритетами того времени, от раскладных стаканчиков и расчесок до автомобилей и телефонов.

Егор БарановВ мире фарцовщиков вообще царил культ стильных вещей. Стремясь передать все это буйство красок, мы просматривали каталоги, журналы, изучали платья и прически. Костюмам уделяли большое внимание, для главных героев все костюмы шили.

Нелегко приходилось и с поиском натуры — Москву 60-х снимали в Минске, а некоторые детали добавляли уже потом с помощью компьютерной графики.

Егор БарановМы восстанавливали улицы с помощью компьютерной графики, делали 3D модели автомобилей, чтобы наполнить проспекты машинами. У нас через сцену в кадре по 100 человек массовки в клубах, кафе, ресторанах, на выставках, в парках, на вокзалах и аэропортах. И везде кипит жизнь — нужно было потом размножить их на графике и дорисовать пролетающие самолеты и проезжающие машины.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Особое внимание уделялось подбору музыки, звучащей в фильме. За воссоздание одной из самых музыкальных эпох прошлого века отвечал европейский диджей русского происхождения RyanOtter. В саундтрек кроме его оригинальных композиций в стиле 60-х вошло множество песен того времени.

Егор БарановОгромная радость в «Фарце» для меня — это музыка! Я обожаю музыку 60-х — это был самый крутой период. Действие развивается вокруг фарцовщиков — ценителей рок-н-ролла, поэтому фильм очень динамичный и музыкальный. У нас не меньше 120 музыкальных композиций. Это Бобби Хебб "Sunny", группа Zombies "Time Of The Season", Боб Дилан "Song To Woody", Jefferson Airplane "White Rabbit", "Let's Twist Again", Терри Снайдер "Oye Negra" и многое другое.

Качество на уровне западных аналогов

Надо отметить, что создатели «Фарцы» отнеслись со скрупулезностью ко всем аспектам съемок — фильм сделан в лучших традициях западного сериального производства. Внимание уделялось каждой детали, а в качестве визуальных примеров, как признаются авторы, использовались новинки зарубежного рынка — британские «Острые козырьки» (Peaky Blinders, 2013) с Киллианом Мерфи в главной роли и американская «Подпольная империя» (Broadwalk Empire, 2010-2014) со Стивом Бушеми.

Производством сериала занималась продюсерская компания «Среда» Александра Цекало, среди проектов которой самый успешный мини-сериал 2012 года «Обратная сторона Луны», криминальная драма «Мажор», передача «Большая разница». Кроме Цекало, на счету которого уже больше десяти сериалов и несколько фильмов, продюсером проекта выступил Александр Котт (режиссер «Брестской крепости», «Обратной стороны Луны», «Елок 2»).

В соответствии с политикой компании, ставка была сделана на молодежь, причем не только среди актеров. Режиссером картины стал 26-летний Егор Баранов, на счету которого уже десяток фильмов и сериалов, в том числе «Самоубийцы» с Евгением Стычкиным, Оксаной Акиньшиной и Вилле Хаапасало и «Иерей-Сан» с Иваном Охлобыстиным в одной из главных ролей.

Александр ЦекалоФильм снял молодой талантливый режиссер Егор Баранов. Мы могли бы взять опытного режиссера, который помнит это время, но — это история о молодых людях, и хотелось, чтобы это делал молодой режиссер, который ближе к пониманию дружбы и к молодым героям.

Изображение © Среда, продюсерская компания

Производство: SREDA, 2015

Режиссер: Егор Баранов

Сценарий: Александр Цекало, Александр Котт, Юлия Идлис

В ролях: Александр Петров (Андрей), Филипп Горенштейн (Борис), Максим Емельянов (Санек), Алексей Веселкин-мл. (Костыль), Зоя Бербер (Надя), Таисия Вилкова (Зина), Евгений Стычкин (Понт), Иева Андреевайте (Таня), Алексей Серебряков (Востриков), Александр Яценко (Сережа Берем-и-Едем), Екатерина Волкова (Ланская), Елена Антипова (Ольга Федоровна), Алексей Кирющенко (Валерий Павлович), Тимофей Трибунцев (Иванов), Людмила Аринина (Руша), Александр Ляпин (Петрухин), Даниэль Черныш (Хашим), Евгений Цыганов (Рокотов)

Оператор: Эдуард Мошкович

Композитор: RYANOTTER

Комментарии загружаются