1 марта 2016

«Батальонъ»: как проходили съемки фильма

На Первом — телевизионная версия одного из самых важных российских фильмов 2015 года. «Батальонъ» — это история о героизме русских женщин во время Первой мировой войны. О том, на что пришлось пойти актерам во время съемок, как снимались масштабные батальные сцены, и чем русские окопы отличались от немецких, — читайте в материале 1tv.ru.
вс, 11
июня
21:20

О чем фильм

Основанная на реальных событиях картина рассказывает о первом русском действующем женском батальоне, участвовавшем в Первой мировой войне. После нескольких лет сражений на фронте царит разброд и разложение, солдатский и даже офицерский состав практически полностью деморализован. В этих условиях Временное правительство принимает решение о создании женского «батальона смерти» под командованием кавалера Георгиевского ордена Марии Бочкаревой. Девушки, которые изначально были восприняты в армии в штыки, становятся примером мужества и патриотизма.

Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик: «Надеюсь, картина покажется интересной всем от мала до велика. Потому что лично мне было очень интересно работать с этим материалом. У нас есть очень много фильмов про Великую Отечественную войну, а вот про Первую мировую — практически ничего. Так что нужно было найти к этой истории свой подход».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

Дмитрий Рудовский, продюсер: «В фильме речь идет о героической судьбе и патриотизме женщин России начала ХХ века. Их любовь к Родине была отчаянной и бескорыстной, за нее они готовы были отдать свои жизни, и их история поражает и вдохновляет. Мы надеемся, что фильм оставит след в сердцах наших соотечественников в то время, когда многие благородные понятия стали исчезать из повседневного словаря».

Мария Кожевникова, актриса: «В нашей стране долго не говорили о том времени, особенно учитывая наш проигрыш в Первой мировой войне... Но ведь сколько там было героев! И из этих героев, женщин-героинь и состоит наш фильм».

Федор Бондарчук, продюсер: «Героическая история "Батальона" не оставит равнодушной публику, ведь тема любви к Отечеству, как никогда актуальна в наши дни».

Репортаж со съемок уникального фильма о женском батальоне смерти

О команде

Автор идеи, генеральный продюсер и соавтор сценария фильма — Игорь Угольников, которому не привыкать совмещать несколько ролей на экране. Известность к Угольникову пришла после выхода программ «Оба-на!» и «Доктор Угол», в которых он выступил одновременно автором и ведущим, сценаристом и режиссером. Выступал на сцене театров им. Н.В.Гоголя и МХТ им. А.П.Чехова, снимался в фильмах «Встретимся на Таити», «Ширли-Мырли», «Мужчина в моей голове». Кроме того, Угольников продюсировал картины «В июне 41-го» и «Брестская крепость», так что военная тема для него не нова.

Игорь Угольников: «Безусловно, Вторая мировая — это неоконченная Первая. К этому выводу я пришел еще во время съемок фильма "Брестская крепость". Но если события Второй мировой были неоднократно экранизированы, то Первая мировая для трех поколений стала закрытой и забытой войной».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

Роль режиссера-постановщика Игорь Угольников доверил Дмитрию Месхиеву, петербургскому мастеру, автору более 40 художественных и документальных фильмов («Свои», «Американка», «Механическая сюита», «Человек у окна»).

Игорь Угольников: «Я люблю работать с разными режиссерами. Если Саша Котт, так же как и я, мечтал снять "Брестскую крепость", то Дмитрий Месхиев хотел снять фильм именно о Первой мировой. Кроме того, фильм снимался в Петербурге, поэтому мне нужен был крепкий питерский режиссер, который обладает производственной структурой под картину. И человек, который владеет серьезными организационными способностями и, главное, умением работать с актерами. Мастер с творческим желанием и опытом. Поэтому все сошлось на Диме Месхиеве».

Дмитрий Месхиев: «Когда Игорь позвал меня снимать эту картину, и мы начали все это изучать, то открылась просто бездна интересного, бездна нового для меня. У меня вообще изменилось отношение к женщине. Они у нас ни разу не пикнули, ни одна не пришла, не пожаловалась».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

На съемочной площадке авторам и продюсерам (среди которых Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский, продюсер фильмов «Духless», «Обитаемый остров», «Сталинград») удалось собрать уникальный актерский состав.

В роли командира «батальона смерти» Марии Бочкаревой — Мария Аронова («Кушать подано!», «Артистка», сериалы «Восьмидесятые», «Бригада»).

Игорь Угольников: «Маша Аронова — моя близкая подруга. Для нее это, конечно, поворот в творческой, да и вообще в жизни — сыграть такую роль. Она начинала у меня в программе "Оба-на!" еще будучи студенткой третьего курса, вместе с Нонной Гришаевой. Это из той моей, прошлой жизни. Когда она узнала, что будет играть Бочкареву, конечно, у нее появился трепет. Я все время чувствовал, насколько она трепетно относится к этой роли, как боится, хотя она сильнейшая актриса».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

Евгений Айзикович, креативный продюсер: «Все знают, какая Маша Аронова замечательная комедийная актриса, но в нашем фильме ни в одном эпизоде в этом качестве она себя не проявит. Мария Бочкарева — не тот человек. В ее жизни есть лишь одна цель и один смысл — служение Отечеству. Она все отдала новому делу — созданию женского батальона, и того же она требует от своих подчиненных».

Мария Аронова: «Бочкарева близка мне силой своей, близка мне верой в то, что делает. Она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. С моей точки зрения, она была несчастной женщиной. Я думаю, если бы имела детей, то, скорей всего, в армию бы не пошла».

Под началом Бочкаревой-Ароновой служат женщины разного возраста, представляющие разные социальные слои. Ключевых героинь сыграли Мария Кожевникова (сериалы «Универ», «Склифосовский», «И все-таки я люблю…»), Ирина Рахманова («Питер FM», «Брат 2», сериал «Виола Тараканова»), Валерия Шкирандо («Тест на беременность»).

Евгений Айзикович: «Для нас очень важно показать тот психологический перелом, который пережили все наши героини. У каждой из них — и у дворянок, и у крестьянок, и у солдатских жен — своя история и причины отправиться воевать».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

Есть в фильме и сильные мужские характеры. Марат Башаров («Ворошиловский стрелок», «Турецкий гамбит», «Изображая жертву») сыграл председателя Временного правительства Александра Керенского.

Марат Башаров: «Трудно сыграть человека, убеждающего женщин идти на смерть. Идти защищать страну вместо мужчин. В моем персонаже должно быть то, что заставило героинь Марии Ароновой, Марии Кожевниковой, Ирины Рахмановой, Янины Малинчик и многих других поверить ему».

Кроме того, в картине сыграли Евгений Дятлов («Жизнь и судьба», «Крик совы», «Есенин»), Владимир Зайцев («Сибирский цирюльник», «Статский советник», «Адмиралъ»), Дмитрий Шевченко («Дура», «Не хлебом единым», сериалы «Мажор», «Гибель империи»).

Игорь Угольников: «Я выбрал Марию Кожевникову и еще двух актеров без проб. Это Мария Аронова и Марат Башаров. Актеры понимали, что все делать придется до конца: и в окопах сидеть, и стрелять учиться. Это было сложное кино для всех нас, а особенно для актрис. Все понимали, что не получится загримироваться и что-то просто сказать, придется сражаться».

Мария Кожевникова и Николай АузинИзображение © Корнер Ворк, ООО
Мария Кожевникова и Николай Аузин

О съемках

Основными натурными площадками для фильма стали пригороды Пскова и Петербурга и сама северная столица. Специально для фильма под руководством художников-постановщиков Константина Пахотина и Александра Стройло были возведены сотни метров окопов, работа беспрецедентная по стоимости и масштабам для российского кинематографа.

Дмитрий Месхиев: «Большая часть натуральных съемок прошла в Псковской области. Там было выстроено почти полтора километра окопов: каждый окоп — точная копия реального, все воспроизведено по архивным фотографиям и фортификационным чертежам времен Первой мировой. Немецкие окопы сделаны отчасти из бетона, отчасти — из ивовых ветвей, перед ними натянуты рыболовные сети, чтобы враг не прошел. Кстати, немцы свои окопы изнутри оклеивали обоями, у них был даже водопровод. Есть архивные фотографии, на которых видно, что тропинки в окружающем лесу немцы украсили указателями с именами Ницше, Шиллера, Гете. Русские окопы сильно отличались от немецких, русские солдаты привыкли воевать без комфорта…»

Изображение © Корнер Ворк, ООО

В качестве реквизита в картине было задействовано множество единиц самого разного оружия, в том числе так называемые «газометы», сконструированные специально для «Батальона». Большинство используемой техники, от автомобилей до машинок для стрижки волос, — столетней давности.

Игорь Угольников: «Вообще снимать это нелегко. От Великой Отечественной осталось много костюмов, вооружения, техники, реквизита той поры. А эпоху столетней давности воспроизвести сложнее. У нас же стояла задача воссоздать события досконально. Мы даже нашли настоящую немецкую динамо-машину образца 1916 года».

Репортаж со съемок фильма "Батальонъ"

По фотографиям и хронике того времени работали и художники по костюмам. Отдельным вызовом был пошив военной формы для девушек — их перевоплощение из обычных жен, матерей и сестер в настоящих солдат необходимо было особо подчеркнуть с помощью одежды.

Сергей Стручев, художник по костюмам: «При всей внешней достоверности наша задача — дать образ эпохи. Ведь я не просто взял шинели из подбора — для главных героинь я придумал шинели с более изящным кроем. Женщина даже в военном кино должна оставаться красивой. Реконструкцией пусть занимаются музейщики, а кино создает отдельный мир. В "Турецком гамбите", над которым я работал, цветовое решение яркое, будто подсказанное палящим солнцем, а здесь мир — тусклый, пожухлый».

Важнейшим элементом перевоплощения была также характерная для военного времени стрижка «под ноль». Все актрисы действительно подстриглись наголо, от использования накладной лысины решено было отказаться. Тем не менее, для того, чтобы персонажи не стали похожими друг на друга, стилисты индивидуально подходили к длине оставшихся волос каждой героини.

Изображение © Корнер Ворк, ООО

Гримерам пришлось потрудиться и при съемках батальных сцен, которых, как и в любом фильме о войне, довольно много. Для кадров сражений потребовалась также помощь специалистов по визуальным эффектам — во время массовых боевых сцен, в дыму взрывов и в окружении колючей проволоки, крайне велик был риск пораниться, поэтому железные штыки и некоторые ранения добавляли с помощью компьютерной графики. Иногда «дорисовывать» приходилось и членов массовки — для съемок многотысячных сражений актеров просто не хватало.

Главная задача всех технических находок, использованных в фильме, по словам членов съемочной группы, — максимально передать атмосферу времени, дать зрителю почувствовать свою сопричастность происходящему на экране.

Игорь Угольников: «Здесь мы достигаем максимальной достоверности. Это касается не только костюмов, транспорта, реквизита, вывесок в Петербурге, броневиков, мотоциклов, это прежде всего касается того, как люди между собой разговаривают. Солдаты конфликтуют с женщинами, но когда дамы заходят, мужчины встают. Если относиться к этому с любовью и уважением, то можно получать удовольствие от этих подробностей».

Изображение © Корнер Ворк, ООО

При подготовке материала использована информация с официального сайта фильма

Режиссер: Дмитрий Месхиев

Сценарий: Илья Авраменко, Игорь Угольников, Евгений Айзикович и др.

В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Марат Башаров, Янина Малинчи, Евгений Дятлов, Валерия Шкиранд, Николай Аузин, Владимир Зайцев

Оператор: Илья Авербах

Композитор: Юрий Потеенко

Производство: Кинокомпания Корнер Ворк, 2015

Комментарии загружаются