Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали». Как работали с режиссерской версией фильма Тарковского «Страсти по Андрею»
Видеоматериал © Первый канал, АО
8 апреля 2025
«Страсти по Андрею» — философская кинодрама Андрея Тарковского о жизни иконописца Андрея Рублева. В 2022 году специалисты «Мосфильма» отреставрировали именно первоначальную режиссерскую версию фильма, которая содержит все ранее вырезанные при перемонтаже сцены. Подробности реставрации фильма и интересные факты о картине — в материале 1tv.ru.

В центре сюжета — жизнь иконописца Андрея Рублева. Фильм состоит из вступления и восьми новелл, охватывая по времени первую четверть XV века. Действие развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского — великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича, а также в условиях борьбы православного христианства с остатками язычества.

В фильме развернута широкая панорама жизни Руси начала XV века, когда жил и творил русский гений — художник Андрей Рублев. Его творения явили миру чудо гармонии, красоты, света, надежды. И все это в тот период, когда страну раздирают княжеские междоусобицы, а набеги татар, голод и мор преследуют народ. Фильм разделен на восемь новелл, которые сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики.

В реставрации картины были задействованы: Марина Алексахина, Антон Мелешников, Михаил Тусматов, Евгений Верлочев, Игорь Валиев, Алексей Сеньковский, Ирина Агафонова, Виктор Тамазин, Глеб Кириченок, Роман Сковородко, Владимир Солодовников. Продюсер реставрации: Карен Шахназаров. 

Исходники для работ по реставрации «Мосфильм» получил из Госфильмофонда РФ. Специалисты работали так называемым «промежуточным позитивом» пленки «ORWO», исходный негатив картины утрачен. 

Алексей Сеньковский

главный инженер-технолог «Мосфильма»

Более чем полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии пленки — это сильное «световое дыхание», сколы, грязь, так называемое пленочное «зерно». Но главная проблема исходников — царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через весь кадр. Мне кажется, что это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали — прежде всего, по состоянию исходных материалов. Но мы справились со всеми сложностями.

Отдельные восстановительные процессы осуществлялись с фонограммой фильма. Промежуточный позитив пленки также содержал звуковую дорожку. Однако ввиду ее плохого состояния в отреставрированную версию вошла фонограмма, сохранившаяся в копии формата Digital Betacam («Мосфильмофонд»).

Факты о фильме

Идея снять фильм о знаменитом русском иконописце принадлежала актеру Василию Ливанову, который мечтал сыграть роль Рублева. Своим замыслом он поделился с Андреем Кончаловским, который, в свою очередь, пересказал его Андрею Тарковскому. На изучение исторических материалов у создателей картины ушло примерно полгода.

Заявку на фильм Андрей Тарковский подал в 1961 году. 24 апреля 1964 года литературный сценарий был запущен в режиссерскую разработку. На главную роль предварительно был утвержден Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу тогда еще никому не известного Анатолия Солоницына. Когда против Солоницына высказался худсовет, Тарковский собрал все фотопробы и поехал к специалистам по древнерусскому искусству, которые также поддержали выбор режиссера.

Роль ученика Андрея Рублева режиссер предложил Николаю Бурляеву, которого снимал в своем предыдущем фильме. Бурляев попросил другую роль — колокольного мастера, на которого уже утвердили поэта Сергея Чудакова. 

Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал секрета. 

Роль дурочки, из-за которой Андрей Рублев совершает убийство и дает обет молчания, сыграла первая жена Тарковского — актриса и режиссер Ирма Рауш, получившая впоследствии премию Французской киноакадемии «Хрустальная звезда».

Съемки начались в сентябре 1964 года. Значительная часть фильма снята в Псковской области: в Пскове, Изборске и Печорах. Также съемки проходили и в Суздале, близ Спасо-Евфимиева монастыря. Сцена полета на воздушном шаре была снята у церкви Покрова на Нерли. 

Во время съемок пожара в Успенском соборе во Владимире начался настоящий пожар. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскаленные дымовые шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила. Начался настоящий пожар, который вскоре был потушен.

Фильм был перемонтирован и значительно сокращен. 17 февраля 1969 года в Центральном доме кино состоялся второй «премьерный показ» и после ограниченного проката в 1971 году картина фактически была отправлена «на полку». 

Однако в кинематографическом мире «Андрей Рублев» сразу же был признан событием. Прежде чем картину увидели на экранах СССР, она получила приз ФИПРЕССИ в рамках внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале. Затем последовала премия французской критики «Приз Леона Муссинака». В 1973 году картина завоевала почетный диплом на МКФ в Белграде.

С течением времени картина была признана одной из главных работ режиссера Андрея Тарковского и сегодня входит в различные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино. Фильм включен в число ста лучших картин в истории киноискусства по итогам опроса кинокритиков мира в 1978 году. Сорок три из ста опрошенных экспертов журнала «Сеанс» включили в свои списки «Андрея Рублева» в 2008 году. Фильм получил 36 из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire. 

В октябре 2022 года отреставрированная режиссерская версия фильма «Страсти по Андрею» выходила в кинотеатральный прокат.

Режиссер: 

Андрей Тарковский


Сценарий: 

Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский


В ролях: 

Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе и другие


Оператор: 

Вадим Юсов


Композитор: 

Вячеслав Овчинников


Производство: 

МОСФИЛЬМ, СССР, 1966    

Тематические категории:
Тематические категории: