
В центре сюжета — жизнь иконописца Андрея Рублева. Фильм состоит из вступления и восьми новелл, охватывая по времени первую четверть XV века. Действие развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского — великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича, а также в условиях борьбы православного христианства с остатками язычества.
В фильме развернута широкая панорама жизни Руси начала XV века, когда жил и творил русский гений — художник Андрей Рублев. Его творения явили миру чудо гармонии, красоты, света, надежды. И все это в тот период, когда страну раздирают княжеские междоусобицы, а набеги татар, голод и мор преследуют народ. Фильм разделен на восемь новелл, которые сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики.

В реставрации картины были задействованы: Марина Алексахина, Антон Мелешников, Михаил Тусматов, Евгений Верлочев, Игорь Валиев, Алексей Сеньковский, Ирина Агафонова, Виктор Тамазин, Глеб Кириченок, Роман Сковородко, Владимир Солодовников. Продюсер реставрации: Карен Шахназаров.
Исходники для работ по реставрации «Мосфильм» получил из Госфильмофонда РФ. Специалисты работали так называемым «промежуточным позитивом» пленки «ORWO», исходный негатив картины утрачен.
главный инженер-технолог «Мосфильма»
Более чем полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии пленки — это сильное «световое дыхание», сколы, грязь, так называемое пленочное «зерно». Но главная проблема исходников — царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через весь кадр. Мне кажется, что это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали — прежде всего, по состоянию исходных материалов. Но мы справились со всеми сложностями.
Отдельные восстановительные процессы осуществлялись с фонограммой фильма. Промежуточный позитив пленки также содержал звуковую дорожку. Однако ввиду ее плохого состояния в отреставрированную версию вошла фонограмма, сохранившаяся в копии формата Digital Betacam («Мосфильмофонд»).
Факты о фильме
Идея снять фильм о знаменитом русском иконописце принадлежала актеру Василию Ливанову, который мечтал сыграть роль Рублева. Своим замыслом он поделился с Андреем Кончаловским, который, в свою очередь, пересказал его Андрею Тарковскому. На изучение исторических материалов у создателей картины ушло примерно полгода.
Заявку на фильм Андрей Тарковский подал в 1961 году. 24 апреля 1964 года литературный сценарий был запущен в режиссерскую разработку. На главную роль предварительно был утвержден Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу тогда еще никому не известного Анатолия Солоницына. Когда против Солоницына высказался худсовет, Тарковский собрал все фотопробы и поехал к специалистам по древнерусскому искусству, которые также поддержали выбор режиссера.

Роль ученика Андрея Рублева режиссер предложил Николаю Бурляеву, которого снимал в своем предыдущем фильме. Бурляев попросил другую роль — колокольного мастера, на которого уже утвердили поэта Сергея Чудакова.
Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал секрета.
Роль дурочки, из-за которой Андрей Рублев совершает убийство и дает обет молчания, сыграла первая жена Тарковского — актриса и режиссер Ирма Рауш, получившая впоследствии премию Французской киноакадемии «Хрустальная звезда».
Съемки начались в сентябре 1964 года. Значительная часть фильма снята в Псковской области: в Пскове, Изборске и Печорах. Также съемки проходили и в Суздале, близ Спасо-Евфимиева монастыря. Сцена полета на воздушном шаре была снята у церкви Покрова на Нерли.
Во время съемок пожара в Успенском соборе во Владимире начался настоящий пожар. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскаленные дымовые шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила. Начался настоящий пожар, который вскоре был потушен.
Фильм был перемонтирован и значительно сокращен. 17 февраля 1969 года в Центральном доме кино состоялся второй «премьерный показ» и после ограниченного проката в 1971 году картина фактически была отправлена «на полку».
Однако в кинематографическом мире «Андрей Рублев» сразу же был признан событием. Прежде чем картину увидели на экранах СССР, она получила приз ФИПРЕССИ в рамках внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале. Затем последовала премия французской критики «Приз Леона Муссинака». В 1973 году картина завоевала почетный диплом на МКФ в Белграде.

С течением времени картина была признана одной из главных работ режиссера Андрея Тарковского и сегодня входит в различные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино. Фильм включен в число ста лучших картин в истории киноискусства по итогам опроса кинокритиков мира в 1978 году. Сорок три из ста опрошенных экспертов журнала «Сеанс» включили в свои списки «Андрея Рублева» в 2008 году. Фильм получил 36 из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire.
В октябре 2022 года отреставрированная режиссерская версия фильма «Страсти по Андрею» выходила в кинотеатральный прокат.
Режиссер:
Андрей Тарковский
Сценарий:
Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
В ролях:
Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе и другие
Оператор:
Вадим Юсов
Композитор:
Вячеслав Овчинников
Производство:
МОСФИЛЬМ, СССР, 1966