
«Натали и Александр» — это история любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина. Короткий период жизни, ставший самым счастливым и самым роковым для них. Главная героиня этой истории — Наталья Николаевна Гончарова. Натали мечтала о простом человеческом счастье, но жизнь загадала ей быть женой и музой гения. События сериала начнутся со сватовства поэта к юной красавице до 1834 года и знакомства с Дантесом.
режиссер
«Натали и Александр» — это исторический проект, но не в классическом восприятии этого киношного словосочетания. Мы постарались сделать его максимально красивым, у нас прекрасные актеры, но при этом мы не рассказываем историю про бронзового человека, который стоит на Пушкинской площади. Мы показываем живого человека, в котором каждый может узнать себя. А Пушкин, действительно, есть в каждом из нас. Это наша интерпретация бытовой жизни поэта, полной страстей, выборов и любви. И самое желанное при этом — спровоцировать зрителей взять книги и самим проверить, а так ли все лихо было на самом деле.
Пушкин — рок-звезда
Владимир Щегольков: «Пушкин был просто рок-звезда или даже панк, если измерять конкретными и понятными сегодняшними определениями. В "Натали и Александре" можно в полной мере ощутить его невероятность и независимость. И я думаю, а вообще мог ли Пушкин не привлечь Натали? Если посмотреть его донжуанский список, то понимаешь, что Гончарова была обречена…»
Пушкина в сериале сыграл Александр Зарядин, у которого не так много ролей в кино. Сразу по окончании театрального института им. Бориса Щукина актер влился в труппу «Содружества актеров Таганки». Сейчас он играет Германа в «Пиковой даме», Бориса Рыжего в «Рыжий. Я всех любил. Без дураков», Константина Треплева в «Чайке 73458», Бусыгина в «Старшем сыне». А также Александр занят в спектаклях «Беги, Алиса, беги», в «Утиной охоте» по пьесе Александра Вампилова и в «Варшавской мелодии» по Леониду Зорину.
Входить в образ Пушкина было и сложно и легко одновременно. Мне 34 и это примерно тот же возраст, в котором и был Пушкин в нашем проекте. Было ли страшно? Если бояться – то можно было ничего и не делать, отказавшись от роли.
Я прекрасно осознавал всю степень ответственности. И первое время с этой ответственностью приходилось даже бороться. А потом произошло растворение в роли и желание сделать максимально объемного и живого человека. Мы ездили в дом на Мойке, где находится музей-квартира поэта, и ее хранительница Галина Михайловна Седова поделилась особыми секретами из жизни Пушкина, показывала места, где он работал, принимал гостей, отдыхал. И до съемок, и во время них я был всецело погружен в Пушкина и в воспоминания о нем современников: книги, биографии, письма, документы, дневники друзей.
Главная героиня — Таша или жена гения
Наталья Гончарова — одна из самых красивых и загадочных русских женщин. После нее не осталось дневников. А в жизни она была неразговорчивой, закрытой и весьма сдержанной в проявлении своих чувств. Тайна, заключенная в этой женщине, волновала не одно поколение. «Натали и Александр» — первый художественный проект, в котором именно жизнь Гончаровой будет показана в самом подробном свете.
Образ Натальи Гончаровой мы строили на внутренней чистоте, сохраняющейся, несмотря на серьезнейшие испытания, через которые она проходит. Она не холодная светская львица, она ближе к воздушной девочке, но при этом умной, стойкой и заботливой. Для меня в этой Гончаровой было очень много от Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». Девушка, которая вдруг вошла в свет, и оказалось, что за нее бьются первые люди страны, включая императора.
Наталью сыграла Ксения Трейстер. Еще студенткой театрального института им. Бориса Щукина Ксения дебютировала в роли Наташи Ростовой в спектакле Римаса Туминаса «Война и мир» в театре Вахтангова. Затем она сыграла Татьяну Ларину в постановке «Евгений Онегин». Также на счету Трейстер роль Кити Щербатовой в постановке «Анна Каренина». Кроме того, Ксения появилась в спектакле Константина Богомолова «Дядя Лева» по «Покровским воротам». Актриса стала лауреатом премии Художественного театра за роль Сонечки в постановке «Повесть о Сонечке» театра им. Евгения Вахтангова.
В кино Ксения Трейстер дебютировала в популярном сериале о 90-х «Мир! Дружба! Жвачка!», также зрители запомнили ее харизматичную Риту во втором сезоне «Пищеблока», которая смело сражалась с вампирами наравне с парнями. А в прошлом году ее можно было увидеть в роли Забавы в музыкальной сказке Ильи Учителя «Летучий корабль» по мотивам мультфильмам Гарри Бардина 1979 года. В 2025 году актриса появится в роли Айрис Окделл в фэнтези «Этерна». В настоящее время снимается в главной роли в сериале Александра Котта «Ангелы Ладоги».
Так получилось, что меня утвердили самой первой на роль Натали. А потом наступило время поиска актера на роль Пушкина, поэтому у меня был большой период времени, почти что год, который я провела со сценарием, историческими книгами, чтением всех писем Александра Сергеевича к жене, изучением этикета начала XIX века и поездкой в Пушкинские горы. Письма Натали, к сожалению, не сохранились — она была умной женщиной и сожгла все до того, как умерла.
Ксения Трейстер: «Для меня главный вопрос, наверное, был — каково это, быть женой гения? Тут можно привести в пример ту же Констанцию Моцарта. Все произведения, написанные композитором в период брака, показывают, какие нелегкие были между ними взаимоотношения. Это определенно выбор женщины, который она потом несет на себе, и которому вынуждена постоянно соответствовать. И Натали сделала этот выбор, и, мне кажется, со всем достоинством следовала выбранной судьбе».
Команда проекта
Режиссером сериала выступил Владимир Щегольков («Цербер», «Везет», «Нежность 2») при участии Владимира Битокова. Авторы сценария: Елена Лисасина («Павел. Первый и последний»), Иван Лырчиков, Наталья Кудрявцева, Дмитрий Воронков. За визуальную картинку отвечал оператор-постановщик: Максим Шинкоренко (премия «Золотой орел» за фильм «Любовь Советского Союза»). Продюсеры фильма: Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталия Шнейдерова.
Образы родителей Натальи Гончаровой воплотили Полина Кутепова и Ростислав Бершауэр. Ее сестер — Полина Цыганова и Татьяна Марахонич. А дедушку Афанасия Гончарова — Сергей Гармаш. В роли Императора Николая I — Александр Мизев, императрицы Александры Федоровны — Анна Шевчук. Главу третьего отделения и цензора Пушкина графа Александра Христофоровича Бенкендорфа сыграл Игорь Верник. Образ одной из самых влиятельных дам при дворе Николая I графини Марии Нессельроде создала Александра Ребенок, а ее мужа Карла Нессельроде — Владимир Большов. Идалию Полетику, которую называли «Мадам Интрига», сыграла Варвара Комарова, а Дантеса — Даниил Акутин.
Самое главное, что сюжет завязан на истории любви Пушкина и Гончаровой. По мне, это замечательная идея. Просто ты уже знаешь Пушкина в мельчайших деталях, возможно, даже лучше, чем собственное отражение. А вот идея рассказать историю взаимоотношений Гончаровой и Пушкина, и, по большей части, глазами именно Натальи – это интересный, новый поворот. На такого страстного, нежного, любящего творца посмотреть крайне интересно.
Изображение © КОСМОС студио, ОООИгорь Верник
В фильме также будет показано окружение поэта и его друзья: брат Лев Пушкин, писатель Николай Гоголь, поэты Петр Плетнев, Василий Жуковский, Петр Вяземский, этнограф и писатель Владимир Даль, философ и революционер Петр Чаадаев, ближайший друг Пушкина Павел Нащекин.
Одна из сюжетных линий сериала — история взаимоотношений Гончаровой и Николая I. Мне кажется, это неожиданный подход к, казалось бы, знакомой всем пушкинской любовной истории. У нас она строится не на треугольнике Дантес—Пушкин—Гончарова, а на треугольнике Николай I—Пушкин—Гончарова. Этот треугольник на самом деле интереснее, да и дуэль-то была тоже исходя именно из этого треугольника.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…
Немаловажная составляющая фильма — моменты, когда у поэта появляется искра вдохновения для написания нового произведения. И в силу каких обстоятельств это происходит. Зрители увидят, почему и когда возникли сказки, как была написана история Пугачевского бунта, откуда возникла «Пиковая дама» и «Дубровский», по каким причинам повести Белкина вышли под псевдонимом. По мнению режиссера, «это сюжетная линия, побуждающая возвращаться к строчкам Пушкина снова и снова».
В том-то и дело, что это все взято из жизни, которая Пушкина куда только не заносила и в какие только обстоятельства не кидала. И дальше он это развивает, находит в этом какие-то свои смыслы, меняет точки зрения, взгляд, и создается уже целостное произведение. Но это всегда он берет из жизни, а не из фантазий в закрытой каморке, что мы в полной и порой крайне игривой форме отобразили в проекте.
О съемках
Съемки проекта проходили в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге. В качестве визуального референса оператор Максим Шинкоренко использовал «Анну Каренину» Джо Райта с Джудом Лоу и Кирой Найтли. А режиссерский референс Владимира Щеголькова — «Амадей» Милоша Формана и созданный им образ Моцарта.
Для исторической драмы костюмы играют важнейшее значение, поэтому подходили к созданию образов очень ответственно. Для Александра Зарядина костюмеры воссоздали знаменитый цилиндр Пушкина, сюртуки и уникальную рубашку.
художник по костюмам
Наши костюмеры повторили рубашку поэта, которая хранится в музее Пушкина. Она очень сложная, на ней был гофрированный воротничок, который приходилось стирать каждый день и каждый день вручную перешивать. Утро начиналось с того, что все перешивали по очереди этот воротник.
Для костюмов Ксении Трейстер использовали много голубого цвета, который создает легкость в кадре.
Мы постарались выдержать одну серо-голубую цветовую гамму с самого начала и до конца проекта, но меняли качество ткани. Сначала она была проще, а уже потом стали добавлять кружева, тафту, шелк. Я люблю сочетать какие-то антикварные вещи и абсолютно современные ткани или детали. Как вариант, кружево. Какая-то бижутерия покупалась абсолютно современная, но она вписывалась и совмещалась с антикварными украшениями.
Изображение © КОСМОС студио, ОООКсения Трейстер
Александра Ребенок, сыгравшая графиню Марию Нессельроде, активно участвовала в создании образа.
Мария Нессерльроде — жесткая женщина. Я придумала, что основной цвет героини — сталь. Металл имеет свойства меняться: при накаливании может быть красным, затем белым. Так я и сделала в платьях. В начале сериала было платье стального цвета, потом бордовое, потом красное, а в финале уже было белое.
На съемках не обходилось без трудностей. Смены на Мосфильме снимали в сильный мороз, у актеров не шевелились губы.
Мы снимали сцену вьюги, и был огромный вентилятор, на нас с Александром Зарядиным летел снег. В кадре ничего не надо было даже играть, потому что ты просто там умираешь. Когда мы выходили из кадра, на лице была ледяная корка. Было сложно, но интересно.
Сцена, в которой Александр Пушкин заходит в клетку с медведем, тоже далась нелегко.
У нас была сцена с большим медведем. Честно говоря, было страшно. Хотя говорят, что кино-медведи безопасные, но я сразу настаивал, чтобы он был в клетке во избежание любых неприятностей. Но непосредственно на площадку его привели… на поводке! Шок испытали все, ведь известно, что коварнее медведя животных нет. В общем, страха хватило. Сцену сняли, но понимание, что не он от нас, а мы от него абсолютно зависимы, не покидало. Повторять эти ощущения желания нет.
Изображение © КОСМОС студио, ОООРежиссер:
Владимир Щегольков
Продюсеры:
Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталья Шнейдерова
Сценарий:
Елена Лисасина, Наталья Кудрявцева, Иван Лырчиков, Дмитрий Воронков
В ролях:
Александр Зарядин (Пушкин), Ксения Трейстер (Натали), Александр Мизев (Император Николай I), Игорь Верник (Бенкендорф), Анна Шевчук (Императрица Александра Федоровна), Александра Ребенок (Мария Нессельроде), Владимир Большов (Карл Нессельроде), Варвара Комарова (Идалия), Полина Кутепова (Наталья Ивановна Гончарова), Ростислав Бершауэр (Николай Афанасьевич Гончаров), Полина Цыганова (Азя Гончарова), Татьяна Марахонич (Катя Гончарова), Максим Жегалин (Дмитрий Гончаров), Григорий Верник (Князь Мещерский), Ян Гахарманов (Лева Пушкин), Никита Тезин (Плетнев), Артем Цыпин (Жуковский), Сергей Гармаш (Афанасий Гончаров), Кирилл Кяро (Коршунов), Денис Самойлов (Нащокин), Илья Дель (Вяземский), Дарья Кукарских (Оленина), Николай Стоцкий (слуга Никита), Александр Галочкин (Соболевский), Орит Блейзер (Хилкова), Полина Ауг (Долли Фикельмон) и другие
Оператор:
Максим Шинкоренко
Композитор:
Денис Пекарев при участии Антона Шварца
Художник-постановщик:
Дмитрий Гайдукевич
Художник по костюмам:
Татьяна Убейволк
Художники по гриму:
Артем Демидов, Ольга Чупина, Оксана Кручина
Кастинг-директора:
Владимир Голов, Тамара Одинцова. При участии Владимира Битокова и Ивана Колпакова
Ведущий продюсер:
Сюзанна Муазен
Производство:
ООО «КОСМОС студио» по заказу АО «Первый канал», Россия, 2025

