Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
6 ноября 2019

«Кончаловский разрушил поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретенную кино и сериалами». Пять интересных фактов о фильме «Грех»

Видеоматериал © Первый канал, АО
На Первом большая телепремьера — фильм Андрея Кончаловского о жизни гениального художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Чем уникальна картина и каких усилий стоило воплощение сложного творческого замысла режиссера — в материале 1tv.ru.
Смотрите фильм «Грех» в субботу, 20 августа в 23:15

Подготовка к фильму шла восемь лет

Судьба и личная история крупнейшего мастера итальянского Возрождения, создателя Давида и росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, Микеланджело Буонарроти заинтересовала Андрея Кончаловского давно. Стимулом для размышлений о гении и его характере стало четверостишие, которым Микеланджело ответил на похвалу своей работы от друга. 

Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,

забыть позор, утрату за утратой…

Не видеть и не ведать – вот отрада!

Утихни! Не буди! Дай сном забыться.

Несколько лет режиссер собирал и изучал материал: читал художественную и специальную литературу, общался со специалистами по Возрождению, многие из которых потом стали консультантами картины «Грех».

Андрей Кончаловский

Когда я впервые прочитал знаменитое четверостишие Микеланджело в ответ на стихотворение Джованни ди Карло Строцци, восхваляющее его скульптуру «Ночь», меня заинтересовал призыв к молчанию как противоядие от боли и стыда. Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я хотел узнать о нем больше, чтобы начать понимать его. Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника.

Именно личность Микеланджело и занимала Кончаловского в первую очередь. По словам режиссера, фильм о том, как художник рисует, а музыкант сочиняет музыку, был бы скучен. Он же намеревался показать, что гениальный творец в первую очередь является обычным человеком, которого обуревают страсти и сомнения. Название картины отсылает к непростому характеру Микеланджело, который стал причиной многих его проблем и явно контрастировал с возвышенным и чистым искусством, которое он создавал.

При подготовке к съемкам помимо текстового материала было изучено множество картин эпохи Возрождения. Создатели пытались уловить материальный мир того времени, сделать фильм визуально похожим на время, о котором идет речь.

Андрей Кончаловский

Мой фильм – это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой.

«Это очень реалистичный фильм». Исполнитель роли Микеланджело Альберто Тестоне о фильме Андрея Кончаловского «Грех»

Все роли исполнили неизвестные или непрофессиональные актеры

Кончаловский принципиально не хотел видеть в актерском составе узнаваемых лиц. Идея максимальной достоверности происходящего на экране исключала появление в главных ролях известных актеров, поэтому перед группой кастинга стояла непростая задача. Поиски артистов вели две команды: одна работала по традиционной схеме и проводила кастинги, на которые приглашались исключительно неизвестные широкой аудитории актеры, вторая четыре месяца искала подходящие лица среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы.

Все каменотесы, появляющиеся в кадре, — непрофессиональные актеры. Многие из них действительно работали по этой специальности в карьерах. Для Кончаловского это излюбленный прием: на нем построены его фильмы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Преимущество таких артистов в том, что они перед камерой не играют, а живут.

Андрей Кончаловский

Это как снимать львов в Африке, им невозможно давать указания, ты ждешь указаний от них.

<p><br></p>Изображение © Саша Гусов


Особую сложность представлял выбор актера на главную роль. Помимо профессиональных характеристик, немедийности и особенностей темперамента для Кончаловского было важно внешнее сходство с Микеланджело. Поиски заняли около восьми месяцев, и роль в итоге досталась Альберто Тестоне. У него небольшой опыт работы в кино, причем не только актером, но и каскадером, а в последнее время он отошел от творчества и занимался изготовлением зубных имплантов и протезов.

Андрей Кончаловский

Для меня был важен его характер: он очень гибкий, как ртуть, и одновременно очень мягкий. Когда он улыбается, он милейший человек, но в то же время он может и накричать, как сумасшедший. Кроме того, у него были проблемы со сломанной ногой —странная походка, и бегал он удивительно. Мне показалось, что он очень близок к психотипу Микеланджело.

<p><br></p>Изображение © Саша Гусов


Тестоне сомневался в своем участии: если для Кончаловского проблемы со здоровьем удачно дополняли задуманный им образ, то для актера это был настоящий вызов. Но возможность работы с таким режиссером и особенности его метода убедили артиста. 

Альберто Тестоне

Работать с Кончаловским было крайне интересно. Мы изучали текст сцены, а сразу же после того, как мы эту сцену репетировали, мы полностью ее изменяли и начинали все заново, и в этой спланированной режиссером импровизации рождался образ Микеланджело.

Съемки проходили в карьерах, где работал сам Микеланджело

Снимать «Грех» старались в максимально приближенных к местам жизни и творчества Микеланджело локациях, в основном в Тоскане. Начинали работу в карьерах Пьетрасанты, где скульптор добывал мрамор для своих творений, а завершились съемки в Риме, в павильоне, где была воссоздана часть интерьеров и Сикстинская капелла в реальную величину.

Съемки во Флоренции, символом которой стал Давид Микеланджело, были затруднены: исторический центр в любое время дня и ночи заполнен туристами, а использование техники внутри исторических памятников запрещено. Кончаловскому удалось сделать лишь несколько кадров, причем съемки были назначены на раннее утро. В остальном же Флоренцию снимали в городке Монтепульчано недалеко от Сиены. Это популярная у киношников локация — здесь же снимали фильмы «Сумерки. Сага. Новолуние» и «Рай» Тома Тыквера.

<p><br></p>Изображение © Саша Гусов


Самым сложным моментом была подготовка мраморных карьеров, которые бы выглядели аутентично местам добычи камня в эпоху Возрождения. Новые технологии добычи предполагают использование лазера, а значит стены карьеров выглядят аккуратными и геометрично совершенными, а во время Микеланджело они напоминали изрезанную лунную поверхность. Кроме внешнего вида карьеры должны были обладать определенными характеристиками: крутым склоном, широкими площадками для размещения техники, удобными транспортными подходами. В кадре удалось воссоздать максимально приближенную к XVI веку картинку. По документам была спроектирована техника для высечения мрамора и перемещения плит в порт Каррары, для транспортировки, как и в эпоху Ренессанса, использовали быков, с которыми возникло немало проблем у съемочной группы.  

<p><br></p>Изображение © Саша Гусов


Не менее тщательно художник-постановщик фильма Маурицио Сабатини воспроизвел улицы, площади, галереи, дворы, таверны, рынки, частные дома, дворянские резиденции и папские дворцы — все это было построено в Санта-Севере. Мастерские Микеланджело соорудили в павильоне, над ними работала группа из тридцати скульпторов, плотников, художников и других специалистов. 

Антонио Форчеллино

историк, консультант фильма

Андрей Кончаловский в своем фильме «Грех» разрушил поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретенную кино и сериалами. И не только потому, что, будучи Маэстро кино, он смог технически и визуально воссоздать историю до последней детали: руки испачканы, ногти сломаны от работы, волосы пропитаны потом, мраморной пылью, золотыми листьями и синим лазуритом, – ведь именно такими художники Возрождения и изменили лицо мира! Смотря этот фильм, кажется, что он передает ароматы или зловония той обстановки, в которой живет Микеланджело: его боттеги во Флоренции и карьеров в Карраре, где он пытается добыть «белые души», которые он затем покажет миру и нам, и даже через 500 лет мы будем поражены этими мраморными скульптурами.

Создатели сознательно отказались от романтизации Ренессанса

Внимание к деталям — отличительная черта проекта. Кончаловский в общении со всеми специалистами делал упор на то, что не хочет видеть в кадре пышную и гламурную картинку. Режиссер требовал от команды буквально «пота, зловоний и рвоты», которые зритель ощутил бы через экран, а не просто увидел. Его целью был отказ от романтизации эпохи, которая благодаря современным фильмам и сериалам приобрела устоявшиеся черты, на самом деле ничего общего с Ренессансом не имеющие.    

Андрей Кончаловский

Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью. Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно такой на самом деле и была эпоха Возрождения.

<p><br></p>Изображение © Саша Гусов


Костюмеры и гримеры разрабатывали образ для каждого персонажа, стараясь исторически точно подобрать одежду, обувь, аксессуары и прически. Специально для фильма было создано более 600 костюмов, 100 из которых были полностью сшиты вручную.  

Дмитрий Андреев

художник по костюмам

Я не хотел, чтобы зрители обращали внимание на костюмы, чтобы в глаза бросалась их красота. Напротив, они должны были слиться с остальной частью изображения. С точки зрения режиссуры, этот подход обеспечивал создание единой фрески, в которой ни один из элементов не затмевает другой, подобно потолку Сикстинской капеллы.

Отдельное внимание уделили образу Микеланджело: художник по гриму Джино Таманьини и художник по постижу Дезире Корридони черпали вдохновение в знаменитом портрете Микеланджело, выполненном его современником, художником Даниеле да Вольтерра. По совету специалистов в фильм было включено прочтение некоторых текстов Данте, которому Микеланджело был фанатично предан. Консультантами фильма выступили ведущие мировые эксперты по Микеланджело и эпохе Возрождения, но полученный образ — это особый взгляд Андрея Кончаловского на творца, пусть и с максимальной исторической точностью.

Андрей Кончаловский

Я знаю, что Микеланджело возможно был не таким, что я упустил ряд его качеств. Это очень трогательный персонаж, очень мудрый, но в то же время ведет себя как ребенок. Я люблю его, хотя он постоянно делает ужасные вещи: предает, врет, ворует.

«Грех» — первый продюсерский проект Алишера Усманова

Фильм снимался Фондом Андрея Кончаловского при поддержке множества российских и иностранных компаний, министерства культуры и Первого канала. Но одним из самых неожиданных партнеров проекта оказался Алишер Усманов, который выступил генеральным продюсером картины.

Основатель холдинга USM, в число активов которого входят «Металлоинвест», «МегаФон» и Mail.Ru Group, имеет интересы в самых разных сферах и входит в список самых щедрых меценатов России по версии Bloomberg. Усманов является основателем благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», который специализируется на поддержке в том числе и культурных проектов. 

Алишер Усманов

Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь ее культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры.

Продюсирование — новый опыт для бизнесмена, но уже можно сказать — удачный. Еще один совместный проект Усманова и Кончаловского — историческая драма «Дорогие товарищи» о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. В 2020 году лента была представлена на Венецианском кинофестивале, где получила специальный приз жюри. Позже фильм выдвинули на «Оскар» от России, но в список номинантов он не вошел.

Студия:

Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств

Jean Vigo Italia совместно с Rai Cinema


При поддержке:

Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»; Министерство культуры РФ; Первый канал


Режиссер:

Андрей Кончаловский


Генеральный продюсер:

Алишер Усманов


Продюсеры:

Андрей Кончаловский, Эльда Ферри, Олеся Гидрат, Мауро Калеви, Паоло Дель Брокко


Автор сценария:

Андрей Кончаловский, Елена Киселева


Оператор-постановщик:

Александр Симонов


Художник-постановщик:

Маурицио Сабатини


Художник по костюмам:

Дмитрий Андреев


Аранжировка музыки:

Эдуард Артемьев


В ролях:

Альберто Тестоне, Орсо Мария Гуэррини, Массимо Де Франкович, Глен Блэкхолл, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Антонио Гарджиуло, Федерико Ванни, Симон Тоффанин, Юлия Высоцкая

Смотрите фильм «Грех» в субботу, 20 августа в 23:15
Комментарии загружаются